Как жители Славянска помогают не только своим землякам

Война открыла в людях лучшие человеческие качества

Наш земляк Иван Особов – человек, которого в Славянске знают и уважают многие жители города. Депутат горсовета, журналист, человек с активной жизненной позицией…

Хотя жителем Славянска он стал не так давно. После того, как в 2014 году его родной Луганск оказался в оккупации, Иван свой выбор сделал сразу: «Моя страна – Украина!», – сказал он себе тогда.

Почему его «второй родиной» стал Славянск?

«Симпатичный, уютный город, в котором комфортно жить», – говорил Иван, даря собеседнику свою фирменную «особовскую» улыбку, в которой явно просматривается его природная интеллигентность.

После 24 февраля Иван Особов на какое-то время выпал из публичной жизни. Но потом на его страничке в Фейсбуке начали появляться небольшие информации с фотографиями из разных населенных пунктов: вот он (вместе с друзьями) раздает бесплатные обеды в освобожденном Тростянце, вот они кормят жителей Ахтырки, которую ВСУ освободили лишь несколько дней назад, а вот он раздает продуктовые наборы в Славянске.

Ты стал волонтером? Как это произошло?,- спросил я у Ивана Особова. С ним мы знакомы давно, поэтому и обратился к нему по-свойски.

Разговорились. Получилось интервью для «Карачуна».

– Когда в Славянске официально была объявлена эвакуация, я с семьей (жена и трехлетняя дочь) выехали в Днепр,- рассказывает Иван. – Там и познакомился с известным днепровским ресторатором и активистом ОО «Общественный контроль» Сергеем Головацким, который до этого уже сотрудничал с известной американской благотворительной организацией World Central Kitchen. После общения с Сергеем Головацким, родилась идея объединить наши усилия, и с помощью этой организации помогать жителям тех городов, которые пережили ужасы российской оккупации. Первым таким городом был Тростянец. Мы приехали туда в двадцатых числах апреля, вскоре после освобождения Тростянца воинами ВСУ.

- Мы – это кто?

– Это жители Славянска, Николаевки, Александровки (свыше десяти человек), которые нашли временное пристанище в Днепре. Мы были знакомы, периодически общались в Днепре. И когда я предложил им стать участниками этой волонтерской программы, все согласились.

Причем, я сразу всех предупредил: это работа на волонтерских началах. То есть, никакой зарплаты не будет. Разве что какая-то помощь продуктами (мы ведь все тоже вынужденные переселенцы). Впрочем, никто никаких условий и не выдвигал.

Кстати, в нашей волонтерской группе есть и семейные пары. Например, Максим и Ольга Горбуновы. Они с нами с первого дня.

В Тростянце мы организовали уличную кухню для жителей города. Это был наш первый волонтерский опыт. Приходилось «на ходу» осваивать многие навыки, в том числе – поварские. И здесь нам помог профессиональный повар из ресторана Сергея Головацкого, который составлял меню, расписывал для наших поваров ингредиентную базу и.т.д. Конечно, мы готовили не сложные блюда (борщи, супы, каши, плов). Но вкусные!

А однажды «Макдональдс» привез тысячу булочек и котлеток, и мы сделали «День «Макдональдса».

И, конечно, очень пригодились организаторские навыки, которыми обладали многие люди в нашей группе.

Например, вначале нужно было самим найти столы, лавочки, накрытия, котлы для приготовления еды. Благо, руководство города решило вопросы снабжения нашей кухни электроэнергией и водой, выделяло дрова. Продуктами для приготовления горячих обедов и работы кухни обеспечивала World Central Kitchen. Но, как оказалось, продукты – это лишь часть решения проблемы. Ведь ежедневно нам нужно было приготовить огромное количество горячих обедов.

В Ахтырке мы кормили людей на территории местного Центра социальной защиты населения. Там есть небольшой парк, где и была установлена вся наша кухонная локация.

Там все проходило уже более цивилизованно: World Central Kitchen предоставила палатки, приобрела столы, овощерезки, посуду, столовые приборы.

- Насколько была востребованной ваша уличная кухня?

– Очень востребована! Представьте: город лишь несколько недель назад был освобожден. Разрушены объекты инфраструктуры, жилье. Жители города пребывали в стрессовом состоянии, многие были истощены морально и физически.

Конечно, основная часть тех, кто приходил к нам, это пенсионеры. Вы бы видели, какие огромные очереди выстраивались в нашу кухню! В среднем мы кормили ежедневно тысячу человек! А в Тростянце порой доходило до 1200 человек. Информация о работе нашей уличной кухни через «сарафанное радио» быстро распространялась среди жителей этих городов.

- По какому графику работала кухня?

– С семи утра начинали готовить: начистить, нарезать, сварить (разогреть). С полудня начиналась раздача обедов. Примерно три-четыре часа раздавали обеды – до последней порции. Затем готовились к работе на следующий день (до самого вечера). И так продолжалось каждый день, без выходных, на протяжении двух месяцев. По самым приблизительным подсчетам, на уличной кухне мы приготовили около 60 тысяч горячих обедов!

Конечно, люди уставали. Представляете, что значит приготовить, например, 300 литров борща? Поэтому у нас, как и у солдат на передовой, была своя ротация. К тому же в Ахтырке мы включили в нашу группу несколько местных девчонок, которые с удовольствием согласились помогать нам.

- Американская благотворительная организация World Central Kitchen хорошо знакома, в том числе, и жителям Славянска. Она поставила в наш город большое количество продуктовых наборов. Однако есть информация, что World Central Kitchen свернула свою деятельность в ряде регионов Украины. Почему?

– World Central Kitchen оказала огромную помощь вынужденным переселенцам. Например, в Днепре, благодаря этой организации, переселенцы бесплатно питались в шести ресторанах на протяжении весны и лета. Ежедневно горячие обеды получали более пятнадцати тысяч переселенцев. А сколько продуктовых наборов было выдано в Днепропетровской области! На протяжении всех этих месяцев, каждая семья вынужденных переселенцев, зарегистрированных на территории области, регулярно получала продуктовые наборы весом 15 килограммов.

Но, к сожалению, у World Central Kitchen начались финансовые проблемы: закончились деньги на помощь вынужденным переселенцам в ряде регионов. Поэтому с 1 сентября программа по кормлению переселенцев горячими обедами былазакрыта.

Теперь World Central Kitchen помогаетв основном жителям приграничных населенных пунктов – там, где очень «горячо» в военном плане. Это «ургентная» продовольственная помощь. Возможно, в ближайшие дни мы отправимся с подобной миссией в Балаклею.

- Тростянец, Ахтырка, Днепр… Это, конечно, хорошо. Но, наверное, больше усилий ваша группа могла бы направить на помощь жителям Славянска?

Начиная с середины июля, я начал искать новые возможности и других партнеров, чтобы помогать нашим землякам. Вскоре с помощью знакомого французского журналиста удалось выйти на поляков. Сергей Головацкий помог с контактом венгров. В результате они регулярно (примерно раз в десять дней) начали передавать гуманитарные грузы из Европы. Это продовольственные наборы со стандартным перечнем продуктов питания (крупы, сахар, мука, консервы, сладости). Один раз среди этих грузов были и лекарства. Мы передали их в Былбасовский ФАП и в Святогорскую громаду.

А в Славянске мы приняли решение раздавать продовольственные наборы в наиболее пострадавших локациях. Это известные для всех славянцев адреса: дом по ул. Торской, на площадке возле пятой школы, а также на ул.Лозановича. Все они недавно пострадали от обстрелов. Также посетили целый ряд адресов в микрорайоне Артема.

Конечно, это не очень большие объемы. Но, во-первых, раздаем то, что получаем (а получаем не так много гуманитарных грузов). Во-вторых, наш бус (старенький «Соболь») может «тащить» лишь полторы тонны.

- Вы много раз привозили и вручали людям продуктовые наборы. Запомнилась ли какая-то особенная реакция на эту помощь?

– Продуктовые наборы, как правило, раздаем одиноким пенсионерам и людям с инвалидностью. Это категория людей, которые очень ценят заботу о них. И часто, не скрывая слез, они благодарят нас. Иногда у нас при этом – мурашки по коже…

- Вы ездите и туда, где «прилетает». Бывали случаи, когда сомневались: а, может, переждать, не ехать?

– Было всякое. Мы все – живые люди. И нам тоже бывает страшно. И наши женщины, конечно, очень переживают за нас. Но мы все равно будем ездить и возить. Есть бронники, каски, военные аптечки. Хотя каждый раз надеемся, что аптечки нам не пригодятся.