- Категория
- Статьи
- Дата публикации
Какие перспективы у разбитых сел Святогорской громады?
На фото – Богородичное, правый берег Северского Донца
Освобожденные от оккупантов села Святогорской громады сейчас выглядят, словно из фильмов ужасов. Вначале считалось, что больше других пострадало от войны село Богородичное. По крайней мере, такое впечатление складывалось после просмотров нескольких фото-видеорепортажей из освобожденного села, которые в свое время публиковали различные СМИ (в том числе, интернет-издание «Карачун»).
Но когда был открыт для движения автотранспорта участок трассы между Изюмом и Славянском, наши земляки увидели еще более страшные картины – практически полностью уничтоженного села Долина.
– Такие же тотальные разрушения потерпело и соседнее село Краснополье, – рассказывает журналисту «Карачуна» староста Долинского старостинского округа Сергей Багрий. – Просто Краснополье не видно с трассы. Несколько месяцев в этом районе шли настолько жестокие бои, что от этих сел (Долина, Краснополье, Мазанивка) не осталось ничего живого.
– А Богородичное? В этом селе, якобы, уцелело несколько домов на окраине.
– Я не видел там ни одного не поврежденного дома. Снаряды, мины во время боевых действий попадали практически в каждое строение.
– Возвращаются ли жители в освобожденные села?
- Да говорю же вам: там некуда возвращаться! Разве что посмотреть на руины… Люди приезжают, чтобы забрать какое-то свое имущество (если оно чудом уцелело).
Правда, в Богородичном до сих пор живут два человека (мать с сыном). Это именно те жители села, которые оставались в селе на протяжении всего периода боевых действий. Да и они вскоре должны уехать.
– То есть, зимовать в освобожденных селах никто не будет?
– Конечно! А как там можно зимовать – без электричества, в разрушенных домах? Там ведь нет никакой жизни!
- Святогорская военная администрация недавно опубликовала объявление с предложением жителям сел, чье жилье разрушено или повреждено в результате боевых действий, подавать заявления на получение денежной компенсации. Понятно, что пока идет война, компенсаций не будет, что, таким образом, государство пока изучает масштабы разрушений. Подают ли жители сел вашего округа соответствующие заявления?
– Да. Эта работа началась. На конец прошлой недели от жителей старостинского округа нами получено 28 заявлений. Но реально, думаю, заявлений больше, ведь их можно подавать и в электронном виде.
- Сразу после освобождения Богородичного в местном чате были опубликованы более тысячи фотографий разрушенных домов этого села. Местные писали, что это ваша работа. Это действительно так?
- После освобождения села, многие жители Богородичного звонили мне с единственным вопросом: «Как там мой дом, уцелел ли?». Я понимал беспокойство людей. Ради того, чтобы люди не ехали в село, только чтобы узнать состояние своего жилья, решил дать ответ каждому жителю села. Как? Ходил по улицам и фотографировал дома. Спасибо жене, помогала. И все равно на эту работу понадобилась почти неделя. А потом выложил фотографии в местном чате. Конечно, людям мало было радости созерцать свои разрушенные или поврежденные дома. Но это уже другая сторона проблемы.
- Чем еще занимается ныне староста сел, где нет жителей?
– Доставляю гуманитарную помощь. Вчера, например, мы раздавали гуманитарную помощь жителям сел Богородичное, Долина, Краснополье, которые временно проживают в Славянске и близлежащих населенных пунктах: одеяла, фонарики, электроплиты, пауэрбанки, постельное белье, теплую одежду и т.д.
- Сейчас люди не возвращаются в села по понятным причинам. А как думаете: весной все-таки будут возвращаться?
- Понемногу, постепенно будут возвращаться домой те жители, чье жилье не разрушено полностью, а только повреждено.
Но для того, чтобы люди возвращались домой, нужно, чтобы в села вернулась жизнь: работа, электричество, работали магазины, школы.
- Как известно, на освобожденных территориях сейчас есть множество взрывоопасных предметов: мины, неразорвавшиеся снаряды, растяжки и т.д. Успеют ли саперы разминировать до весны территории сел?
– Эта работа уже проводится в Долине и Краснополье. Здесь работают саперы ВСУ. А в Богородичном разминированием занимаются пиротехники ГСЧС. Работают каждый день!
- Как это выглядит на практике – пиротехники обследуют каждый двор?
– Что касается Богородичного, то работники ГСЧС сейчас выполняют эту работу по заявкам жителей села. Но сейчас обсуждается другой вариант: чтобы работники ГСЧС обследовали село тотально. Улицы должны быть разбиты на квадраты, и деминеры должны зайти на каждую усадьбу.
- Села без жителей – мертвые. Но во многих поврежденных домах осталось какое-то имущество. Не станет ли оно соблазном для мародеров?
– Полиция регулярно патрулирует наши села. Мы работаем над этой проблемой.