Почему жители Славянска недовольны своими перевозчиками?

Почему жители Славянска недовольны своими перевозчиками?

В Славянске и на территории бывшего Славянского района до войны возили пассажиров три крупных автоперевозчика: частный предприниматель Сергей Яцура, ЧП «Славтранс», ЧП «Пассажир»

Фото из архива Карачуна

В Славянске и на территории бывшего Славянского района до войны возили пассажиров три крупных автоперевозчика: частный предприниматель Сергей Яцура, ЧП «Славтранс», ЧП «Пассажир». Все они – перевозчики с солидным стажем: их автобусы и маршрутки обслуживают пассажиров более двух десятков лет. Стало быть, этот вид бизнеса прибыльный – при умелой его организации, разумеется. 

Как показали два десятка лет их работы, наши перевозчики ведут свой бизнес профессионально. Они успешно решали проблемы бизнеса много раз. Например, во время существенных скачков на горючее и запасные части, а также, когда им хронически задерживали бюджетные компенсации за перевозку льготной категории пассажиров. Они выстояли и в 2014 году, когда из-за военных действий потеряли часть своего автопарка. Сергей Яцура, например, тогда потерял 13 единиц автотранспорта.

Но самым мощным ударом были события, последовавшие после 24 февраля 2022 года. Война, массовая эвакуация населения, резкие скачки на дизельное топливо и автогаз, отсутствие запчастей для части маршруток…

Но даже в этих условиях перевозчики Славянска не свернули полностью свой бизнес. При первой же возможности, они возобновили деятельность. Правда, слов благодарности в свой адрес перевозчики слышат мало. 

Их чаще критикуют, не всегда при этом выбирая выражения. Вот что, например, недавно наши земляки написали в местных социальных сетях:

Дабы услышать точку зрения перевозчика, в чей адрес периодически летят критические «стрелы» от жителей Славянска, журналист «Карачуна» задал несколько вопросов частному предпринимателю Сергею Яцуре.

- Сергей Викторович, расскажите, как изменилась работа предприятия после начала войны? 

– 24 февраля мы еще отработали, а с 25 числа полностью стали. Причина – огромный дефицит топлива. Большинство АЗС перестали заправлять автомобили, ведь поставок горючего не было. Если где и отпускали топливо, то на тех заправках были сумасшедшие очереди. У нас, конечно, имелся какой-то запас солярки, но расходовать ее опасались, придерживали на всякий случай. В то время, помните, все было неопределенно… 

- Но ведь у вас много автотранспорта на газе. А с автогазом, вроде, не было больших проблем. 

– Действительно, бОльшая часть машин городских и пригородных маршрутов у нас ездили на метане. Но газ-метан очень сильно подорожал еще за несколько месяцев до войны, и мы все метановские ПАЗики поставили «на прикол», а ГАЗели начали переводить на газ-пропан. Благодаря этому, еще как-то работали на городских маршрутах. 

В середине марта начали потихоньку восстанавливать работу предприятия. Начали ездить на Днепр. Спрос был большой. Многие люди в городах Донецкой области (те, кто выехал в эвакуацию) периодически приезжали домой за вещами. Зарабатывали в то время мы и на перевозке (передаче) посылок. Кроме этого возили также гуманитарные грузы. 

Примерно с апреля прошлого года на межгороде резко увеличилось количество перевозчиков. Появилось много желающих заработать на пассажирских перевозках, доставке грузов. Днепр стал самым востребованным направлением. Ведь именно в Днепр и в Днепропетровскую область во время войны выехало наибольшее количество жителей Донбасса. 

Десятки водителей в то время стали «таксистами». Возили на бусах и легковых автомобилях. Были и такие перевозчики, которые называли себя волонтерами, не забывая, правда, при этом брать с пассажиров деньги… Налогов, конечно же, никто из них не платил. 

- Удалось ли сохранить коллектив после 24 февраля?

- Нет, конечно. Большинство сотрудников эвакуировались вместе с семьями. Из ремонтников остался один слесарь. Толковый специалист. Еще остался один автоэлектрик. Некоторые водители возвращаются в Славянск, но что мы сейчас можем им предложить? 

- Сколько единиц автотранспорта сейчас выходит ежедневно на линию по внутригородским\районным маршрутам, и сколько – по междугородним?

- Семь-восемь машин. Из них одна машина – по городу (на маршруте № 9), по одной машине – на пос.Черкасское-Былбасовку, Райгородок, Николаевку, две машины – на Днепр, одна – на Харьков или Константиновку. 

Были планы открыть маршрут на Лиман. Поехал туда, посмотрел: там все очень печально. Пока вопрос по рейсу на Лиман отложили до весны.

Рейсы на Барвенково смысла не имеют – в том направлении ходят две электрички. 

Пускали мы также микроавтобус на маршрут № 17 (м-н Славтяжмаш, пос. Мирное). Но после того как поломалась машина на «девятке», пришлось снять этот автомобиль и направить его на маршрут № 9. 

Я понимаю, что в Мирном – тоже люди. Но на семнадцатом маршруте ездили три, четыре, пять пассажиров. Иногда чуть больше. А те денежные «крохи», которые водители привозили с Рыбхоза… Невозможно работать за эти деньги! Мне ведь никто не отпускает топливо бесплатно. И водитель не будет работать «за спасибо».

- И, тем не менее, люди возмущаются, что «закрыли» этот маршрут, и что не ездите в Малиновку, Майдан. Что им ответите?

- Маршрут на Малиновку закрыли еще до войны. Было так: мы делали туда три рейса в неделю, а люди требовали, чтобы маршрут был ежедневным. Поэтому я написал заявление, в котором от Малиновки отказался. А Майдан… Там, образно говоря, пять хат – кого возить? В Маяках, конечно, сейчас проживают больше людей, но все равно их мало для того, чтобы ездить туда. Даже с учетом жителей Сидорово.

Да, люди часто недовольны перевозчиками, возмущаются. Я всегда в таких случаях говорю: идите ко мне, поработайте водителем, попробуйте, каково это в нынешних условиях. На том возмущения и заканчиваются. 

Знаете, сейчас много развелось «диванных экспертов», которые во всем разбираются, всем дают советы, критикуют. Не зря говорят: языком болтать – не мешки ворочать… 

И вообще, за многие годы работы перевозчиком, я пришел к выводу, что многим нашим людям – что ни делай, все им не так. Такова реальность, к сожалению. 

- Какие маршруты рентабельные, а какие убыточные? 

– Давайте говорить честно: на убыточном маршруте можно работать, только если

а) кто-то компенсирует убытки;

б) есть другие маршруты с высокой рентабельностью.

В противном случае, перевозчика ожидает банкротство. 

Ведь кроме огромных расходов (на топливо, ремонты автотранспорта, электроэнергию, зарплату персоналу и.т.д.), в настоящее время существует большая проблема дефицита запчастей. К примеру, поломалась ГАЗель – где брать на нее запчасти? Это ведь автомобиль российского производства… Сейчас запчати на ГАЗель стоят дороже, чем на Mercedes-Benz Sprinter! 

- Можно ли говорить сейчас о прибыли у перевозчика, если половина потенциальных пассажиров не вернулась в места своего постоянного проживания?

- Проблема в том, что возить некого! Вроде бы половина жителей Славянска вернулась домой. Но на количестве пассажиров это почти не отразилось. 

После того, как возобновило работу Славянское троллейбусное управление, многие люди переориентировались на троллейбус – он ведь у нас сейчас бесплатный! Да и ездить людям, в общем-то, некуда: работы нет! Что у нас работает сейчас – коммунальная сфера да часть бюджетников. Поэтому у большинства людей денег нет. В Славянске ездят, в основном, на рынок. А во второй половине дня жизнь в городе как бы замирает. Никто никуда не ездит. 

А после того, «Укрзалізниця» возобновила движение поезда «Одесса- Константиновка» и столичного Интерсити, заметно уменьшилось количество пассажиров на Днепр, Каменское, Полтаву, Харьков (и обратно). Эти направления, конечно, все равно обслуживаем, но времена, когда бусы из Днепра и на Днепр шли полностью заполненные пассажирами, уже в прошлом. 

Особенно проблемным стал Харьков. Раньше возили студентов и тех наших земляков, кто там работал. Теперь нередко бывает так, что по Харькову набирается один-два пассажира на рейс. Понятно, что из-за такого количества пассажиров никто не будет посылать машину.

С минувшей осени, когда во многих городах Донецкой области возобновила работу «Новая почта», уменьшились наши доходы от перевозки посылок и передач. 

Да, мы работаем. Но о прибылях сегодня речь не идет. Что-то зарабатываем, конечно. Стараемся, чтобы у водителей была какая-то зарплата.

А еще для нас важно, чтобы техника работала, потому что когда автомобиль не ездит, стоит, он приходит в негодность. 

- Существует ли сейчас конкурс среди перевозчиков – такой, как ранее проводила облгосадминистрация?

- Сейчас это все приостановлено. 23 февраля (за день до войны) я выиграл конкурс на Николаевку. Под этот рейс купил два автобуса Ataman, они мне обошлись тогда почти в шесть миллионов гривен. А сейчас они просто простаивают.