Переселенцы из Донбасса открыли кафе в Кропивницком

Во время российско-украинской войны бизнес из восточных и южных областей переехал в тыловые регионы Украины

Во время российско-украинской войны бизнес из восточных и южных областей переехал в тыловые регионы Украины. Но не всегда предприниматели вывозили с собой оборудование, сырье, трудовые коллективы. К примеру, многие предприниматели из мелкого бизнеса не имели такой возможности. Особенно те из них, чьи города быстро оказались под плотными обстрелами врага.

Именно такая судьба постигла семью Ирины и Евгения Семиряжко, которые в марте 2022 были вынуждены уехать из охваченной огнем Луганщины. В Северодонецке у них осталось два кафе – ЖираFF и Пармезан. Еще один ЖираFF пришлось бросить в Рубежном.

Как рассказывает Ирина, оба кафе в Северодонецке были разграблены оккупантами. В здание кафе в городе Рубежное попал вражеский снаряд, оно выгорело дотла.

Семья Семиряжко эвакуировалась в город Кропивницкий Кировоградской области.

О том, как дальше развивались события, рассказывает Ирина Семиряжко:

– Когда мы переехали сюда, сначала испытывали мощную депрессию. Ничего не хотелось делать, никого не хотели видеть и слышать. Казалось, что жизнь потеряла всякий смысл.

Такие настроения одолевали нас около месяца. И я поняла, что так можно сойти с ума. И тогда мы с детьми начали просто каждый день ходить и гулять по городу. Постепенно начали «оживать» морально.

Однажды попали на мастер-класс для вынужденных переселенцев. Там были журналисты, которые и познакомили меня с заместителем главы Кировоградской облгосадминистрации Екатериной Колтуновой. Она предложила открыть небольшой бизнес – наше семейное кафе. Конечно, мы с моим мужем радостно согласились, ведь для нашей семьи в этом бизнесе не было ничего нового.

Взяли кредит на открытие кафе (более 100 тысяч гривен), оформили аренду на необходимое оборудование, и через две недели (21 мая) открыли кафе.

Эта работа была для нас, как вторая жизнь. Полоса сплошной неопределенности завершилась. Мы радовались тому, что теперь мы можем зарабатывать себе на жизнь и быть нужными людям. У нас снова появилась жажда жизни!

- Сбылись ли ваши финансовые ожидания от работы кафе?

– Лучше бы об этом спросить у моего мужа Евгения – он ведет всю бухгалтерию кафе. Но могу сказать, что каких-то особых финансовых надежд у нас не было. О больших прибылях даже не мечтали. Хотелось просто работать и иметь некий стабильный доход, с которого мы могли бы жить. У нас двое детей, плюс родители – мои и мужа, мы снимаем жилье… На все нужны деньги. К тому же почти год назад мы эвакуировались с одним лишь чемоданом.

– Я обратил внимание, что кафе сейчас работает в основном «на вынос». Это такая сознательная специализация вашего заведения?

- Работать, таким образом, пока удобнее для посетителей. Есть у нас и услуги по доставке готовых блюд. Сейчас, как видите, в кафе несколько прохладно, и потому не совсем уютно. Но наше кафе славится своей кухней. Кстати, мы готовим блюда по своим собственным рецептам, которые разработали еще в наших кафе на Луганщине. По отзывам посетителей, самые вкусные у нас пицца, бургеры, роллы, хачапури. Главное, люди довольны. Значит, мы работаем не зря!

Рассказывает заместитель председателя Кировоградской облгосадминистрации Марина Колтунова:

– Помещение, где разместилось кафе, частная собственность. Когда-то здесь был кинотеатр, но затем оно много лет простаивало, хотя и расположено на одной из центральных улиц Кропивницкого.

После начала российско-украинской войны, в Кропивницкий переехали многие вынужденные переселенцы, так что надо было выстраивать с ними систему коммуникаций. Поэтому мы подыскивали свободную площадку для того, чтобы проводить какие-то мероприятия для ВПЛ, общаться с ними за чашкой кофе. И остановились на этом помещении. Вместе с волонтерами навели здесь порядок. Затем договорились с владельцем, что он не будет взимать с будущих арендаторов плату. Арендатор должен был оплачивать только коммунальные услуги.

Я начала искать из числа вынужденных переселенцев людей, которые согласились бы организовать здесь небольшое кафе. Записала сторис, написала соответствующие посты в Инстаграмме, Фейсбуке, и однажды знакомые девчата из «Суспільного» написали мне, что есть семья, которая переехала в Кропивницкий из города Рубежное. Там, в Луганской области, у них были свои кафе. Дали мне контакты этой семьи, и вскоре прошла наша встреча. Вот так и поселились здесь наши «жирафы».