Как славянское «Зазеркалье» отражается в Кропивницком

Общественная организация «Зазеркалье», которая до начала российско-украинской войны работала в основном в Славянске, вместе со своим руководителем Александром Кашлаковым прошлой весной переехала в Кропивницкий

Как уже сообщал «Карачун», общественная организация «Зазеркалье», которая до начала российско-украинской войны работала в основном в Славянске, вместе со своим руководителем Александром Кашлаковым прошлой весной переехала в Кропивницкий. Кировоградщина гостеприимно встретила наших земляков, предоставив им не только временное убежище, но и условия для дальнейшей работы.

Однако очень скоро Александр Кашлаков вместе со своими единомышленниками и активистами «Зазеркалья» развернул в Кропивницком активную деятельность. И теперь уже ОО «Зазеркалье» выступает в роли локомотива, который «подтягивает» общественных активистов Кировоградщины, а также привлекает их к участию в различных, в частности, молодежных проектах.

Журналист «Карачуна» встретился с Александром Кашлаковым в небольшом кафе ЖираFF, которое обустроила в Кропивницком семья вынужденных переселенцев из Луганщины.

По довоенной привычке большинства жителей Славянска, я начал общаться с Александром на русском языке. Однако мой собеседник не принял этот языковой «пас» и продолжал отвечать на украинском языке, которым он владеет, как выяснилось, на достаточно приличном уровне. «Почти год пребывания в Кировоградской области не прошел даром», – мысленно отметил я, и тоже перешел на украинский.

- Когда переехали в Кропивницкий?

– В апреле прошлого года. Кстати, часть коллектива славянского Центра культуры и окружающей среды тоже находится в Кропивницком. Мы делаем здесь разнообразные оф-лайн мероприятия. Другая часть коллектива работает в Славянске, некоторые культработники переехали в другие регионы Украины.

– Заместитель председателя Кировоградской ОГА Екатерина Колтунова одобрительно отзывалась о работе общественной организации «Зазеркалье» в местных общинах Кировоградщины. Как вам удаётся привлекать солидные средства от зарубежных доноров на реализацию своих проектов?

- Еще до войны мы имели опыт участия в различных проектах, которые реализовывали в Донецкой и Луганской областях. Это, в частности, развитие молодежных центров, активизация молодежной работы. На Кировоградщине до нашего приезда это направление работы не развивалось. Поэтому мы предложили местным общинам свои программы, которые успешно здесь работают.

– Почему после эвакуации избрали именно Кропивницкий?

- У нас здесь есть друзья. Незадолго до начала войны мы приезжали в Кропивницкий – исследовали институты гражданского общества, которые здесь работали. Тогда и познакомились с директором «Гончаренко-Центра» Викторией Талашкевич.

Первоначально предполагалось, что наш эвакуационный лагерь разместится в Киевской области. Но после того как мы остановились на неделю в Кропивницком, поняли, что наш опыт пригодится именно здесь.

– Виктория Талашкевич, говоря о работе ОО «Зазеркалье», сказала, что ваша организация в прошлом году привлекла два с половиной миллиона евро на реализацию различных проектов. "Вот это масштаб!", – подумал я. А потом усомнился: что-то явно многовато…

– Миллионы, конечно, получили, но не евро.

Наша организация является имплементирующим партнером Юнисеф в Кировоградской области. Реализуем здесь четыре компонента в большой грантовой программе. Наиболее масштабным является компонент молодежной активности UPSHIFT. Это проект для молодых людей. Мы учим их программному менеджменту. Затем они пишут грантовые заявки и получают финансирование на их реализацию. В нем принимают участие все 49 общин Кировоградской области.

Провели шесть четырехдневных мероприятий, подготовили и выпустили 60 молодежных команд.

Другой мощный компонент – это «Молодая энергия общин». Именно в таком формате он был реализован в Донецкой и Луганской областях в 2018–2019 годах. Мы стараемся усиливать общественную активность молодежи посредством организации молодежных центров в общинах Кировоградщины. Конечно, при этом активно вовлекаем в это движение вынужденных переселенцев из числа молодежи.

Третье направление нашей работы – компонент «Волонтер-плюс». Напомним, в 2021 году в Славянске при коммунальном учреждении «Центр культуры и окружающей среды» вместе с ПРООН мы создали Центр поддержки развития волонтерства. Всего через два дня после полномасштабного вторжения российской армии в Украину, мы уже принимали переселенцев из Луганской области, собирали им гуманитарную помощь. Здесь, в Кропивницком, через волонтерство мы также привлекаем молодежь к решению разных гуманитарных проблем.

Четвертое направление нашей работы – компонент психосоциальной поддержки. Мы научили около 800 психологов, которые затем работают с вынужденными переселенцами.

А теперь о «миллионах евро». В прошлом году на реализацию программы наша организация получила от детского фонда Юнисеф 18 миллионов гривен. Еще 12 миллионов гривен ожидаем в этом году.

- Ощущаете ли вы какие-нибудь ментальные отличия здешних людей по сравнению со, скажем, жителями Славянска?

– Определенные отличия, пожалуй, существует. По моему мнению, жители восточных областей Украины более активны в общественном секторе. Но точно могу сказать, что люди в Кировоградской области добрые, искренние, душевные, отзывчивые. Мы чувствуем себя здесь комфортно морально – и в работе, и в быту. Я пришел к выводу, что Кировоградщина – отличный регион для сохранения ментального здоровья наших детей.