- Категория
- Статьи
- Дата публикации
Дети переселенцев: учиться в своем классе онлайн, или ходить в школу на новом месте?
Нынешним школьникам не повезло. Сначала эпидемия covid-19 отправила учащихся на дистанционное обучение, теперь русско-украинская война внесла коррективы в учебный процесс. Десятки тысяч учеников вместе с родителями эвакуировались в разные регионы Украины. Однако и в тыловых областях не все учащиеся ходят в школу, ведь до сих пор есть немало школ, где нет оборудованных должным образом укрытий. Поэтому определенная часть школьников вынуждена учиться дистанционно или по смешанной форме обучения, совмещая офлайн и онлайн.
Еще одна проблема: многие школьники выехали за границу вместе с мамочками-бабушками. Но и там они не прекращают учебу. Большинство украинских школьников присутствуют на уроках в своих родных классах онлайн. А кое-кто объединяет такое обучение с посещением местной школы. В таком варианте есть еще один несомненный плюс: ускоренное изучение языка страны пребывания. Ведь, как известно, нахождение в языковой среде лучше способствует изучению иностранного языка.
Но главное, что, несмотря на войну, учебный процесс в украинских школах, колледжах и вузах не прекращается. Украине необходима образованная молодежь, которая после победы будет восстанавливать разрушенные города и села. Так что стране нужны будут не только крепкие рабочие руки, но и умные головы. Поэтому так важно, чтобы учащиеся не только продолжали обучение, но и получали глубокие знания.
На уроках – с бабушкой
О своем видении преимуществ и недостатков обучения в режиме онлайн журналисту «Карачуна» рассказала бабушка ученика начальной школы ООШ №12 г. Славянска Донецкой области Михаила Валержана, который вместе с семьей в прошлом году эвакуировался в Одесскую область:
- Вопрос «Отдавать ребенка учиться в школу по месту жительства семьи переселенцев, или оставаться на онлайн обучении?» в нашей семье не стоял. Надеясь на то, что пребывание на Одесщине временное, мы решили оставаться, пусть и онлайн, но со своим учителем и одноклассниками. Руководствовались тем, что школьнику начального звена, независимо от его коммуникабельности, нелегко будет привыкать к другому стилю преподавания, другим отношениям с учителем, в детском коллективе. К тому же нам было что терять.
Наш учитель, педагог Славянской ООШ №12 Яна Викторовна Соколова, это настоящий профессионал и отзывчивый человек. Она полностью отдана процессу не только добросовестного обучения и контроля знаний учащихся в этих нелегких онлайновых условиях, но и воспитанию детей. Судя по рассказам родителей детей из других школ, таким отношением к учащимся, к учительской работе, гордиться могут далеко не все. Это был, пожалуй, главный фактор, который определил наш выбор в пользу онлайн-обучения.
Тем более что опыт такого обучения у нас, как и у многих украинских школьников, уже был. Его мы получили во время карантина из-за эпидемии covid-19. И, не теряя оптимизма, постарались найти плюсы в таком варианте обучения.
Если у школьника начального звена есть возможность оставаться дома с кем-то из взрослых (а в начальном звене это, как правило), то онлайн обучение может оказаться не столь ограниченным, как кажется на первый взгляд. Вот его плюсы:
1) взрослый, который сидит рядом с ребенком на онлайн уроке, видит, какой методикой пользуется учитель в преподавании учебного материала, и затем, во время выполнения домашнего задания, может правильно (а не по своему усмотрению) помочь ребенку разобраться, или дополнительно что-то ему объяснить;
2) взрослый видит, как отвечает ребенок на уроке, насколько быстро ориентируется в теме, которую, возможно, не до конца понимает или усвоил, а затем легко делает вывод о том, над чем еще нужно дополнительно поработать;
3) взрослый видит, как отвечают другие дети – может сравнить успехи и, опять же, сделать свои выводы;
4) взрослый видит, как ведут себя одноклассники, оценивает «кто есть кто», и может на чужих ошибках воспитывать своего ребенка. Всё это также важно для формирования личности;
5) после активных уроков, таких как физкультура или хореография, ребенок имеет возможность принять душ, что в большинстве украинских школ сделать невозможно.
Но есть в онлайн обучении детей ВПЛ, конечно, и свои существенные минусы.
Бесспорным остается тот факт, что ни одно онлайн обучение не заменит живого общения детей в их детском школьном коллективе с учителем.
Учителям также сложно оценивать качество знаний своих учеников, ведь у школьников есть возможность подсмотреть, скажем, таблицу умножения во время контрольной работы или воспользоваться подсказкой. Дети же не понимают, что таким образом они обманывают, прежде всего, самих себя, а не учителей. А в результате страдает качество их знаний.
Мой вывод следующий: для детей вынужденных переселенцев онлайн обучение положительно можно воспринимать только как временный и вынужденный вариант.
Важно живое общение с учителем
Известно: сколько людей, столько и мнений. Кого-то из вынужденных переселенцев устраивает ситуация, когда их ребенок на новом месте продолжает учиться онлайн в своем классе. А кто-то не сомневается в том, что ребенок должен ходить в школу. Такое убеждение преобладает среди родителей, которые, выехав в эвакуацию, быстро нашли работу на новом месте. Поэтому когда их сын или дочь ходят в школу, родители знают, что какую-то часть дня дети будут находиться под наблюдением педагогов.
А как считают сами учителя?
Рассказывает учительница английского языка Максимильяновской ООШ I-III ступеней (Покровский район, Донецкая область) Лидия Алексеева (она также является переселенкой и мамой сына-первоклассника):
- Как учитель, я за то, чтобы дети вынужденных переселенцев ходили в школу на новом месте жительства. Конечно, если там спокойная и безопасная ситуация в военном плане.
Учеба онлайн не дает такого результата, который дети получают в школе. Непосредственное общение с учителями, одноклассниками, коллективная работа – все это в итоге положительно сказывается на учащихся. Они хотя бы понимают, куда пришли и что делать в школе. Еще более важно это для первоклассников, которые, обучаясь в режиме онлайн, не всегда понимают, что именно от них требует учительница. Поэтому ученики начального звена обязательно должны ходить в школу!
Что касается учеников старших классов, то они больше подготовлены к дистанционному обучению.
И вообще, это лишь на первый взгляд кажется, что обучение онлайн эффективно и беспроблемно. Во-первых, не в каждой семье существует возможность быть рядом с учеником на онлайн уроках. Во-вторых, уроки в режиме онлайн ограничены во времени. Как известно, не всегда и традиционных 45 минут урока хватает, чтобы изложить новую тему и проверить, как учащиеся усвоили предыдущую.
В некоторых семьях могут быть и другие проблемы, которые мешают учебному процессу в режиме онлайн. Например, в семье несколько детей: кто-то из них сидит на уроке, а кто-то начинает плакать и тому подобное. Это лишние звуки, не всегда положительные эмоции. В результате учащийся не может сфокусироваться.
Как мама (и одновременно вынужденная переселенка), я тоже выступаю за обучение в школе. В прошлом году мой сын пошел в первый класс. После эвакуации из города Курахово, мы приехали в город Верхнеднепровск Днепропетровской области.
В свое время я подавала документы сына в свою родную школу в городе Курахово. В настоящее время этой школы не существует, она разбита в результате артобстрела. Так что выбора не было. Теперь мой сын учится здесь, в Верхнеднепровске. Правда, обучение проходит по смешанной форме: 3-4 дня – ходит в школу, затем 1-2 дня – онлайн.
Спрашиваю у сына: как тебе нравится больше: ходить в школу или учиться дистанционно? Отвечает: ходить в школу! И это при том, что когда дистанционно, он может и поспать подольше и дома более комфортно. Но школа привлекает больше.
«Дети переселенцев должны ходить в школу!»
Опытом работы с родителями – вынужденными переселенцами, с журналистом «Карачуна» поделилась директор областного департамента образования и науки Кировоградской ОВА Эльза Лещенко:
– На сегодняшний день, в Кировоградской области находятся около 14 тысяч детей вынужденных переселенцев. Это дети от 6 до 18 лет. Мы себе поставили задачу привлечь их к обучению в режиме офлайн. К сожалению, в нашей области пока только четыре тысячи детей переселенцев ходят в школу на новом месте. Остальные продолжают обучение онлайн в своих классах. Мы видим нежелание родителей, чтобы дети были зарегистрированы у нас. Очень трудно убедить переселенцев-родителей в том, что детям нужно ходить в школу. Они не понимают, сколь важно для ребенка находиться среди своих сверстников, воспитываться в социуме. Особенно важно это для начального звена. Дети должны видеть глаза учителя!
Если есть укрытие, учащиеся ходят в школу
Конечно, и в Кировоградской области не все местные дети ходят в школу. Бывает, что чередуются онлайн и офлайн, то есть, смешанная форма обучения. По такой форме (офлайн и смешанная) в области обучаются от 72 до 77 процентов учащихся. Остальные учатся в режиме онлайн. По словам Эльзы Лещенко, количество родителей-вынужденных переселенцев, предпочитающих офлайн обучение, существенно возросло во втором полугодии, чем это было в начале учебного года.
Как отметила чиновница, не все учебные заведения имеют оборудованные укрытия. Ведь не каждое подвальное помещение может быть безопасным укрытием. Да и сами укрытия до войны находились в основном в неудовлетворительном состоянии: захламленные, не оборудованные должным образом, использовались не по назначению.
К примеру, в начале войны в учебных заведениях Кировоградской области было только 107 укрытий. И это при том, что в области работают 454 школы и 322 детских сада. К решению этой проблемы активно подключились местные общины, и по состоянию на 1 сентября 2022 года надлежащие укрытия уже имели 372 школы и 186 детских садов. Отдельные укрытия также имеют скоростной интернет.
Директор областного департамента образования надеется, что родители-вынужденные переселенцы теперь будут более активно регистрировать своих детей по новому месту жительства. Потому что война, к сожалению, продолжается.