Вынужденные переселенцы: вернуться к жизни помогает… работа

Но чем дольше идет война, тем больше вынужденных переселенцев начинают понимать: нельзя жить одними только ожиданиями возвращения домой

Российско-украинская война длится второй год. И уже второй год миллионы украинцев живут вдали от родных домов. В Украине или за границей, в социальных общежитиях или арендованном жилье, с постоянными доходами (работа, пенсия) или только за счет ежемесячных выплат для ВПЛ и гуманитарной помощи – горький вкус хлеба вынужденных переселенцев вкусили многие наши соотечественники.

Конечно, все вынужденные переселенцы мечтают о возвращении домой. Даже те украинцы, чьи дома разрушены до основания, хотят побывать дома – там, где они до войны были счастливы.

Но чем дольше идет война, тем больше вынужденных переселенцев начинают понимать: нельзя жить одними только ожиданиями возвращения домой.

Надо просто жить! Сегодня, сейчас. Не ждать, а жить, хоть и война. Ведь на новом месте тоже есть жизнь! Надо только найти здесь, в новой среде, «свое место». Потому что эти бесконечные ожидания забирают у людей самое ценное – время.

Многие вынужденные переселенцы уже поняли, что год, который прошел в сплошном ожидании возвращения домой, можно смело вычеркнуть из своей жизни. И, в конце концов, многие вынужденные переселенцы пришли к выводу: расставание с домом лучше всего лечит… работа.

Кто-то из ВПЛ нашел возможность самостоятельно трудоустроиться на новом месте. Кому-то помогают местные власти или общественные организации.

Об опыте работы с вынужденными переселенцами, о помощи ВПЛ в трудоустройстве, журналист «Карачуна» узнал в городе Знаменка, где общественная организация «БФ «Возвращение к жизни» учит вынужденных переселенцев швейному делу.

Синергия усилий власти и громады дает отличный результат!

Недавно я побывал на учебно-производственной площадке, которая имеет символическое название – «Синергия».

По сути, это небольшой цех, в котором вынужденные переселенцы сочетают обучение с производственной практикой. Конечно, женщины овладевают здесь только базовыми швейными навыками. Но даже их достаточно, чтобы шить простую одежду. И это притом, что некоторые женщины раньше разве что могли иголку держать в руках…

После прохождения учебного курса, женщины шьют одежду для военных (термобелье, банданы, шапочки под каски, рукавицы), а также футболки, свитшоты с патриотической символикой. Изготовляют здесь и сине-желтые флаги.

Конечно, все работают на волонтерских началах. Заказчики – воинские части – оплачивают только стоимость ткани.

Рассказывает Александр Остапов, глава БФ «Возвращение к жизни»:

– Наша общественная организация работает с 1999 года. Но когда началась российско-украинская война, акцент в работе переместился на помощь ВПЛ. Первоочередной задачей было способствовать трудоустройству людей, которые после вынужденной эвакуации нашли временное убежище в Кировоградской области. Здесь, в городе Знаменка, сейчас проживают более четырех тысяч ВПЛ.

Как известно, среди вынужденных переселенцев преобладают женщины. По своему психологическому складу, они более уязвимы, чем мужчины. Женщинам тяжелее переживать потерю жилья, им нелегко приспосабливаться к жизни в новом социуме.

Мы понимали, что отвлечь их от печальных мыслей, помочь выйти из депрессивного состояния может занятость: обучением, работой. Когда мозг и руки человека заняты полезными делами, он психологически отдыхает и оздоравливается.

Чем можно занять женщин-переселенцев? Каким делом?

Мы размышляли над этим вопросом вместе с руководством Знаменского городского совета. Рассматривали разные варианты. Так возникла идея создать учебно-производственную площадку, чтобы сначала обучать женщин швейному делу, а затем и находить для них работу по новой специальности, искать заказы на пошив одежды или каких-либо изделий.

У нас учатся и работают исключительно женщины. Несколько мужчин тоже проявили интерес к швейному делу. Посетили одно-два занятия и… больше мы их здесь не видели. По-видимому, считают швейное дело чисто женским занятием.

Одна из международных благотворительных организаций приобрела современное швейное оборудование для пошива одежды, вышивания. Сумма грантовых средств составила 45 тысяч долларов США. За эти деньги было куплено семь промышленных швейных машинок и три учебных, а также вышивальную машинку и четыре оверлока.

Кстати, здание швейного цеха оборудовано солнечными панелями, которые тоже были приобретены за гранты. Это позволяет обеспечить определенную энергетическую независимость работы учебно-производственной площадки.

А еще Александр Остапов считает личной удачей, что удалось найти здесь, в Знаменке, среди вынужденных переселенцев, квалифицированную преподавательницу по технологии швейного производства. Пригласили ее работать в «Синергию», она с радостью согласилась.

Как искали будущих «студентов»? Очень просто: создали электронную анкету, которую распространили среди вынужденных переселенцев, проживающих в Знаменской территориальной громаде. Пригласили всех желающих приобщиться к бесплатному обучению швейному делу.

Анкету заполнили 174 человека. Более половины из них уже прошли обучение и получили профессиональные навыки швеи. Конечно, они еще не стали профессионалами швейного дела. Но уже многому научились, хотя от начала обучения прошло всего три месяца.

А недавно БФ «Возвращение к жизни» совместно с горсоветом провел встречу выпускниц УПП «Синергия» с руководством налоговой инспекции, местными банкирами и государственным регистратором. Во время этой встречи вынужденные переселенцы получили подробную информацию о том, как можно быстро и без лишней бюрократии начать собственное дело.

Итог этой встречи: 15 женщин официально открыли предпринимательство – стали физическими лицами-предпринимателями. Несколько женщин-переселенцев устроились на работу в местных швейных предприятиях.

Новые возможности для обеспечения работой внутренне перемещенных лиц, которые прошли обучение в УПП «Синергия», комментирует Лиана Пересадченко, заместитель Знаменского городского головы:

– Городской совет также пытается всячески помогать учебно-производственной площадке «Синергия». На данном этапе важно находить для наших швей работу, то есть заказ. Пока рассматриваем варианты пошива платков, халатов и т.д. для наших медицинских учреждений, флагов. Также желательно расширять ассортимент изготовления брендированной одежды: футболок, свитшотов, худи. Работаем и над тем, чтобы наладить коммуникации с предприятиями Министерства обороны Украины, или взять субподряд у предприятий, у которых уже есть действующие контракты с Министерством обороны.

«Профессию за плечами не носить!»

Подхожу к раскройному столу, на котором несколько женщин раскладывают выкройки.

Знакомимся: Оксана Куцепал, Наталья Едина.

- Какая у вас мотивация для обучения швейному делу – хотите сменить профессию?, – спрашиваю у подруг.

- Мы хотим освоить эту профессию. Даже если шить только для себя (а также для мужа, своего ребенка) – все равно обучение будет полезным. Бывает, надо джинсы подшить, «молнию» заменить – и что, сразу нести брюки в швейное ателье? И вообще: знания за плечами не носить! Так что даже если не удастся найти работу швеи, полученные знания и навыки пригодятся.

– Есть ли у вас планы открыть собственное дело?

– Конечно, хотелось бы. Деньги лишними не бывают.

- Есть ли сегодня спрос на услуги швеи?

– Спрос есть. Даже на мелких ремонтах одежды можно зарабатывать.

О своей работе в УПП «Синергия» рассказывает технолог швейного производства Галина Калашник, которая в Знаменку приехала из поселка Старый Салтов Чугуевского района Харьковской области.

– Я – профессиональный технолог швейного производства. Есть опыт работы в учебном заведении: в свое время работала мастером производственного обучения в одном из ПТУ, где ученики учились швейному делу. Старый Салтов был оккупирован в первые дни войны. Когда наш поселок был освобожден от врага, начались регулярные обстрелы. Потому решили эвакуироваться.

В Знаменке я несколько месяцев работала в местном волонтерском центре, где шила разную одежду для военных. Здесь я и познакомилась с руководителем благотворительного фонда «Возвращение к жизни» Александром Остаповым. Он пригласил меня поработать в УПП «Синергия». Я, конечно, с радостью согласилась.

Работаю здесь с большим удовольствием (конечно, на волонтерских началах), ведь вижу искреннее желание наших девчат овладеть швейным делом. Они даже после окончания занятий не спешат идти домой, хотят узнать об этой профессии как можно больше.

- Планируете ли возвращаться в Старый Салтов после того, как будет позволять военная ситуация?

– Вернулась бы огромным удовольствием. На крыльях бы полетела хоть сегодня! Но наше жилье (и мое, и у детей) сильно пострадало от обстрелов. Так что пока возвращаться нам некуда. Были бы деньги, приобрели бы, может, какое-нибудь жилье здесь, в Знаменке. А без денег… Поэтому вижу единственный вариант: возвращаться домой и восстанавливать свое полуразрушенное жилье.

Не все вернутся домой…

Как рассказал заместитель директора областного Центра занятости Богдан Стоян, одна из местных общественных организаций провела опрос среди ВПЛ, проживающих в громадах Кировоградщины, и выяснилось, что около 60 процентов вынужденных переселенцев останутся жить здесь, на новом месте. Люди трудоспособного возраста интегрируются более активно. В частности, ищут возможности трудоустраиваться. Согласно проведенному анкетированию, шесть тысяч вынужденных переселенцев заявили о желании найти работу. Почти четыре тысячи человек обратились в прошлом году в службу занятости. В течение 2022 года через службу занятости было трудоустроено 763 человека из числа ВПЛ.