- Категория
- Статьи
- Дата публикации
- Кількість переглядів
- 2
Как сдавать деньги на школу без боли
Автор – Тарас Чорновил? Новое время
Если вы сейчас встанете и как Лилия Гриневич скажете: «Запрещаю поборы в школах», то ¾ родительского сообщества будут первыми, кто выступит против
Мой младший сын уже студент. Но когда он учился в школе, то тема сбора средств в школе была для меня актуальной. И я к этому явлению отношусь достаточно спокойно и лояльно. Плохо только тогда, когда это носит принудительный и безальтернативный характер.
Мой сын учился в достаточно небогатом и скромном заведении, которое, впрочем, считается лучшим в Киеве по результатам обучения. Там все без исключения поступают на бюджетную форму обучения в университете, в том числе за границу. То есть уровень хороший, но заведение выглядело довольно скромно. У нас не было поборов или еще чего, но сбор средств для поддержки заведения был. И процесс этот происходил вне учреждения – договорившись между собой, мы действительно собирали эти деньги. Это была совместная инициатива и все понимали, что так или иначе должны вкладываться в образование детей. То есть не было такого, что кто-то говорил, что у них нет денег и возникала неловкая ситуация. Но я знаю, что есть громадное количество заведений, где такая ситуация возникает.
Откуда вообще повелось такое родительское финансирование? В Советском Союзе все казалось на 100% профинансированным государством. И я очень хорошо помню, что когда в 70-х годах я учился в школе – а это был период глубокого брежневского совка, далекого от «перестройки» и разрушения систем – нам достаточно регулярно говорили, что в классе нужно сделать ремонт. Мол, можете принести деньги, материалы или что-то сделать. Поэтому если мы с дедом вместе красили класс, то с нас денег не требовали. Дед у меня был мастером на все руки, это нашу семью несколько спасало. Время от времени его за меня просили сделать какую-нибудь полочку или стеллаж, а потому считалось, что брать с нас какие-то деньги вроде как и стыдно. Но то, что надо было регулярно собирать деньги, не скрывалось. Иногда даже в дневнике напрямую писали: просим передать сыном 10-15 рублей на нужды класса.
Образование никогда не было профинансировано на 100%. Поэтому не надо верить в то, что пришла новая власть, и вот появилось. Это было и при СССР, а в ходе перехода к бурным 90-м дошло до неприличных пределов. Затем борьба с этим разными способами консервировалась. Сейчас министр образования и науки впервые пробует вывести сбор дополнительных денег за пределы школьного процесса.
Но проблема в том, что родители очень часто недовольны школой и сами ищут способ пригодиться и помочь. К примеру, когда мой сын менял школу, то нас никто ничего не просил, но мы, родители, сами сразу сказали – возможно мы чем-то поможем? У меня в то время была хорошая депутатская зарплата, и я был готов и хотел как-то помочь. Ведь мы всегда отдаем детям лучше, а пока они находятся в государственной учебной среде, где всего наилучшего пока быть не может, мы сами что-то инициируем: экологическую побелку, хорошее освещение и тому подобное. Однажды в школе моего сына ремонтировали кабинет, что в будущем должно было стать проблемой для школы. Не дождавшись собрания, я поехал в магазин и купил там хорошую плитку. А потом поставил перед фактом – держите, и не надо возвращать мне деньги. Тогда это было достаточно дешево, а не мучительно и я считал, что таким образом делаю хорошо своему ребенку. И мне эта мысль была приятна.
а, можно платить обусловленную финансовую сумму, за которую ваши дети будут иметь торты раз в неделю, вечеринки, экскурсионную программу и общую класную поездку на языковые курсы за границу. В пределах своего бюджета можно все что угодно позволить. Но такие дорогие дополнительные опции должны быть сосредоточены в частных школах, где родители знают, что они готовы за это платить.
Что касается государственных школ, то на тот момент, когда государственное финансирование начнет на 100% покрывать потребности заведения – что через несколько лет и произойдет – любые доплаты следует на законодательном уровне жестко запретить. Иначе возникают две проблемы. Во-первых, эта система непрозрачна и всегда появляется мысль, что кто-то на этом ворует, а это страшно отравляет отношения. И во-вторых, система требует одинакового финансирования. Но одни могут, а для других это становится обузой.
Мы должны отработать систему. Или делать это так деликатно, что когда какая-то семья не может или не хочет платить эти деньги, то ребенок не должен этого слышать или даже знать, или это должно быть делом отдельной группы родителей. А пока следует смириться с тем, что будет переходный процесс и в таких случаях злую роль играет элементарное хамство.
И от человеческого хамства никуда не деться. Оно просто есть. Но я уверен, что харьковский случай не является показательным для всей Украины. Это просто определенная группа родителей с лишними деньгами, которые делают то, что считают нужным, и ставят других перед фактом. Уверен, что не всем в той школе хотелось платить, но они платили, чтобы их ребенок не пострадал. Видимо, администрация школы должна контролировать процесс создания родительских комитетов и не допускать, чтобы такие мегаинициативные и лучше профинансированные люди навязывали свою волю другим.
Проблема двухсторонняя. И если вы сейчас встанете и как Лилия Гриневич скажете: «Запрещаю поборы в школах», то ¾ родительского сообщества будут первыми, кто выступит против. Вот в этом вся соль. Поэтому для начала надо признать – будет переходный период, будут конфликты, и эти 5-7 лет нужно как можно мягче прожить.