Богатым тоже нелегко! С какими проблемами сталкиваются крупные производственники в Славянске

Богатым тоже нелегко! С какими проблемами сталкиваются крупные производственники в Славянске

Пример Славянского машиностроительного завода

 Предыстория

В 1945 году сразу после окончания Второй мировой войны в Славянске начало работать предприятие по производству грузоподъемного оборудования – «Мехбаза». Позже это предприятие было переименовано в «Славянский котельно-механический завод», а в 1989 году – в «Славянский машиностроительный завод».

В 90-ых годах подобные крупные производственные предприятия уходили «на металлолом» одно за другим. Подобных примеров в Славянске достаточно.

Но, как видим, Славянский «СМЗ» продолжает работать и по сей день. Более того, производство развивается, а руководство предприятия прикладывает серьезные усилия, чтобы выдерживать конкуренцию на машиностроительном рынке. В последние годы «СМЗ» испытывает небывалый кадровый голод. Чтобы узнать о том, как предприятию удаётся удерживаться «на плаву» и преодолевать различные проблемы, сегодня группа представителей местных СМИ вместе со Славянским городским головой Вадимом Ляхом отправились на ЧАО «Славянский машиностроительный завод». Цель – увидеть процесс производства, а также пообщаться с председателем правления Павлом Придворовым. Кстати, он был одним из первых производственников в Славянске, кто поднял проблему нехватки на местном рынке труда квалифицированных специалистов рабочих специальностей.

По словам председателя правления, на сегодняшний день на заводе трудятся около 550 работников. Это, в свою очередь, позволяет Славянскому машиностроительному заводу ежегодно входить в ТОП-10 налогоплательщиков города.

Также он отмечает, что до начала вооруженного конфликта на предприятии работало около 750 трудящихся. Выходит, что сегодня на заводе недобор примерно 200 сотрудников.

На вопрос журналиста «Карачуна»: «Кто является основным поставщиком кадров на завод?», Павел Придворов ответил так:

- Основным внешним поставщиком кадров (если его можно так назвать) является профессиональный машиностроительный лицей – бывшее ПТУ№15. Правда, лицей даёт заводу в год всего 1-2 выпускников. По сути, основным донором рабочих рук является сам «СМЗ» – сегодня здесь идёт процесс подготовки новых кадров.

- Каким образом происходит процесс обучения?

- К примеру, за одним станком находятся двое работников: опытный профессионал и ученик. Так старшее поколение передает навыки поколению подрастающему.

В целом кадровый голод сегодня является одной из основных проблем на заводе. С каждым годом состав рабочих стареет, а новые «рабочие руки», к сожалению, приходят совсем неподготовленными. Сегодня на нашем заводе около 50-70% работников – люди пенсионного, или предпенсионного возраста.

 Славянский городской голова Вадим Лях поделился планами о том, как можно минимизировать проблему кадрового голода:

 - Мы видим, что молодёжь сегодня неохотно осваивает рабочие специальности, а в итоге предприятия ощущают кадровый голод. Мы находимся на стадии обсуждения: как лучше наладить процесс подготовки специалистов. Городской совет не стоит в стороне. 

ближайшем будущем мы соберем представителей машиностроительного и керамического производства, чтобы выяснить, какие именно программы на базе школ нужно запускать, чтобы заполнить вакансии на заводах и обеспечить молодежь рабочими местами.

В планах у городского совета – создание специальной базы, где будут готовить специалистов под конкретные предприятия. Бизнес, в свою очередь, готов активно участвовать в этом процессе.

Узнав о насущных проблемах предприятия, мы задали Павлу Придворову ряд других вопросов, которые, возможно, интересуют жителей Славянска.

 - Какой средний уровень заработной платы у рабочего на предприятии?

- Средний уровень зарплаты станочника сегодня около 8000 гривен. Есть узкопрофильные специалисты, которые при полноценной загрузке производства зарабатывают до 30 000 гривен в месяц. 

- Многие жители Славянска являются свидетелями того, как заводы-гиганты разваливались буквально на глазах. Как удалось сохранить машиностроительный завод?

- Мы прикладываем массу усилий, чтобы не стоять на месте, а развиваться. Работать приходится по 12-14 часов в сутки – такой график «рабочей смены» у руководства.

Не менее важный и тяжелый труд – это труд рабочих, благодаря которому предприятие зарабатывает деньги на развитие. Ежегодно акционеры инвестируют в развитие завода и выделяют деньги на проведение ремонтных работ.

Завод производит продукцию исключительно под заказ. У нас очень широкая номенклатура выпускаемого товара. Работаем в нескольких направлениях: коксохимическое оборудование, горно-шахтное, подъемно-транспортные машины и механизмы, а также производим нестандартное оборудование: сосуды под давлением и т.д.

Такое разнообразие номенклатуры позволяет нам выживать в различные сложные периоды.

Когда ты занят производством серийной продукции – это гораздо проще. Но за счет большой номенклатуры нам удается быстро перестраиваться под производство наиболее востребованного оборудования.

- Кто является вашим основным заказчиком?

- Львиная доля производимой продукции отправляется в Казахстан.

- Кто обеспечивает доставку столь габаритных грузов?

- В 99% процентов случаев доставку обеспечивает «СМЗ»: железнодорожным сообщением или (по возможности) автотранспортом.

- Есть ли какие-то сложности в сбыте продукции, обусловленные конфликтом с Российской Федерацией?

- На сегодняшний день нет торговых проблем ни с одной страной, с кем ведется сотрудничество.

 - Сказалась ли на вашем производстве отмена льготного ночного тарифа на электроэнергию.

- Удельный вес расходов на электроэнергию в производственном цикле крайне низок. Поэтому наше предприятие не ощутило серьезных проблем из-за отмены ночного льготного тарифа на электроэнергию.