- Категория
- Статьи
- Дата публикации
- Кількість переглядів
- 5
Реформы - через кошелек: что сулит жителям Славянска коммерческий учет тепловой энергии
В феврале 2019 года горожане получили платежки за отопление за январь, сумма в которых заметно отличалась от предыдущего месяца. Разумеется, в сторону увеличения – в среднем на 200 гривен.
«Как? Почему? Тариф же ещё не менялся…», – такими вопросами-недоумением делились в социальных сетях жители Славянска после того, как обнаружили в своих почтовых ящиках «потяжелевшие» платежки.
За разъяснениями мы обратились к заместителю директора по экономике Славянской теплосети Екатерине Соловьевой. Она пояснила, что на сегодняшний день предприятие «Славянсктеплосеть», действительно, продает теплоноситель по нормативному тарифу, который был установлен ещё в 2016 году – 36 гривен 11 копеек за один квадратный метр отапливаемой площади.
Причины, по которым горожане получили платежки с выросшими суммами, она объяснила так:
- Постановлением Кабинета Министров были изменены правила по оказанию отопительных услуг: были введены изменения в расчётах, которые меняют фактическую стоимость отопления одного квадратного метра в зависимости от температуры наружного воздуха.
Коэффициенты, которые увеличивают стоимость предоставляемой услуги, применяются только к тем пользователям, которые проживают в домах, где не установлены приборы учета тепловой энергии.
В утвержденном тарифе «сидит» нормативная температура за отопительный период, которая равняется минус 0,5 градусов. Тогда как в январе 2019 года среднемесячная температура составила минус 3,4 градуса. Отсюда и повышение цены за отопление одного квадратного метра.
А мы напомним, что летом 2017 года Верховная Рада приняла Закон «О коммерческом учете тепловой энергии и водоснабжения».
Необходимость урегулирования этого вопроса на законодательном уровне объясняется просто – до принятия закона всего 22% многоквартирных домов в Украине были охвачены домовым учетом потребления тепловой энергии. А низкий уровень учета энергоносителей ограничивает возможности для их эффективного использования.
Согласно закону, после установки счетчиков все расчеты за потребление тепловой энергии должны производиться исключительно по показаниям счетчиков.
Законодатели считают, что внедрение коммерческого учета позволит сократить потребление тепловой энергии в течение 1-3 лет в среднем на 15-20%. Это, в свою очередь, будет способствовать уменьшению потребления газа и сокращению выбросов парниковых газов.
Ныне жители оснащенных общедомовыми теплосчетчиками многоквартирных домов платят только лишь за тот объем тепловой энергии, которая «зашла» в дом: сняли показания, «разбили» пропорционально квадратуре каждой квартиры и – готово. Тогда как горожане, чьи дома по-прежнему не оснащены приборами учета тепловой энергии, рискуют заплатить за тепловую энергию согласно вышеупомянутому коэффициенту. В данном случае – им придется заплатить больше.
Чтобы было понятнее, объясним «на пальцах»
К примеру, возьмём две квартиры: одна из них расположена в девятиэтажном доме, который оснащен прибором учета тепловой энергии. Другая – в пятиэтажке, которая запитана от той же котельной, что и девятиэтажка, но здесь на вводе в дом отсутствует теплосчетчик.
Нам удалось найти квартиры с одинаковой отапливаемой площадью – 62 квадратных метра.
Итак! По итогам января (на момент написания статьи февральские платежки ещё не получены) жители квартиры, расположенной в доме с теплосчетчиком, получили квитанцию за отопление размером в 1706 гривен 92 копейки. А вот жители пятиэтажки – 1910 гривен. То есть за один месяц домовой теплосчетчик помог сэкономить 203 гривны для семьи, которая проживает в квартире с отапливаемой площадью 62 квадрата.
Если «копнуть глубже»: посмотреть, насколько домовое хозяйство нашего города соответствует требованиям законодательства о коммерческом учете, то скажем прямо – работать ещё есть над чем. Так, в Славянске, Святогорске, поселках Мирный и Донецкое (зона ответственности предприятия «Славянсктеплосеть») лишь 218 многоквартирных домов оборудованы общедомовыми теплосчетчиками. Тогда как всего в этих населенных пунктах насчитывается 485 многоквартирных домов.
Если говорить о количестве абонентов, «охваченных» теплосчетчиками, то статистика чуть оптимистичнее – преимуществами узлов учета тепловой энергии пользуются более 50% семей жителей города. Этого удалось добиться за счет того, что теплосчетчики устанавливались согласно принципам экономической целесообразности: в первую очередь, в тех домах, где проживает наибольшее количество людей.
По такому принципу будет проходить процесс оборудования домов приборами учета тепловой энергии и в этом году. По словам Славянского городского головы Вадима Ляха, в 50 многоквартирных домах теплосчетчики установят за счет средств городского совета. На закупку необходимого оборудования в горсовете выделяют 2,5 миллиона гривен. К монтажу общедомовых счетчиков тепловой энергии приступят сразу же после окончания отопительного сезона.
Самое главное, что прибор учета тепловой энергии позволяет не только считать гигакалории, но и регулировать количество потребления теплоносителя (то есть – его температуру).
Правда, в этом вопросе нередко возникают разногласия между жителями одного дома. Одни утверждают, что в их квартире так жарко, что «уже дышать нечем» – приходиться спать с открытым окном среди зимы. Другие также громко уверяют, что в доме холодно…
Зачастую, причина такой полярной «термочувствительности» жильцов многоквартирного дома объясняется просто: не все из них получают субсидии. Субсидиантам почти всегда холодно, они «мерзнут» в квартире, в отличие от тех жильцов многоквартирного дома, которые платят за отопление жилья в полном объеме из своего кошелька…
заместителя начальника Славянского управления социальной защиты населения Екатерины Пасечник журналист «Карачуна» узнавал, как обстоят дела на рынке субсидий в нашем городе.
- Субсидии – это наше «вечное благо», или со временем оно сойдет на нет?
- Если мы возьмем, к примеру, европейские страны, то нужно сказать, что там субсидии тоже существуют. А разница лишь в том, что в развитых странах процент населения, который подпадает под государственную помощь, невелик – от 0,2 до 0,5%. Тогда как у нас (по состоянию на прошлый отопительный сезон) 60% домохозяйств Украины было охвачено субсидиями. Этот показатель является достаточно справедливым лакмусом уровня жизни украинцев.
Если сравнивать прошлый и нынешний отопительные сезоны, то в Славянске в прошлом году 28 тысяч семей являлись получателями субсидий, а в этом – около 17 тысяч.
Но это не результат улучшения благосостояния населения, а скорее – ужесточение требований к субсидиантам.
Также Екатерина Пасечник рассказала, каким образом сегодня государство старается стимулировать украинцев переходить на экономное энергоэффективное потребление:
- Нормы потребления энергоносителей уменьшаются. Этот процесс выполняет функцию мотивирования получателей субсидий поскорее утеплять своё жильё. И тогда удастся снизить расходы на отопление.
Мы видим, что зачастую горожане с аналогичной жилплощадью в доме, где установлен теплосчетчик, потребляют гораздо меньше тепловой энергии, чем без теплосчетчика.
Излишки потребленного объёма мы не субсидируем. Поэтому, снижая норматив потребления, государство стимулирует скорее прибегать к термомодернизации помещений и прочим мероприятиям по энергоэффективности.
С мая 2018 года мы работаем в новых условиях предоставления субсидий, где применяются более жесткие критерии оценки права на субсидии.
Можно сказать, что в 2015 году субсидии давали практически всем желающим, а, начиная с 2018 года, процесс предоставления субсидии изменился.
А мы напомним следующее. Сегодня у жителей Славянска есть возможность воспользоваться достаточно выгодными предложениями на рынке «теплых» кредитов. Так, к примеру, если ОСМД берет кредит на установку общедомового теплосчетчика, замену окон и дверей на энергосберегающие, утепление фасадов, крыш, чердаков и подвалов, то государство готово погасить от 40 до 70 % тела кредита. Объём, который компенсирует государство, зависит от количества выгодополучателей: чем больше в доме проживает абонентов, тем больший процент от тела кредита погасит государство.
Чтобы получить такой «теплый кредит», руководителю ОСМД необходимо прийти в отделение банка-партнера (с госпрограммой по энергоэффективности работают несколько банков), где ему объяснят подробные условия кредитования и предоставят исчерпывающий перечень документов, который необходимо собрать. Срок кредитования – до 5 лет.
Максимальная сумма кредита на реализацию энергоэффективных мероприятий – 42 000 грн. на одну квартиру. То есть, к примеру, если в вашем ОСМД насчитывается 100 квартир, то можно рассчитывать на кредит размером в 4 миллиона 200 тысяч гривен.
Как видим, сегодня у жителей Славянска есть немало возможностей для того, чтобы начать экономить на «коммуналке». Чем раньше начать внедрять мероприятия по энергоэффективности зданий, тем быстрее окупятся вложения.
Время «шаровых» энергоресурсов позади. Сегодня нужно распоряжаться энергоносителями рационально. Нужно прекратить обогревать наружный воздух при помощи открытых от жары в квартирах окон, ибо обходится это «удовольствие» очень дорого – как для нас, так и для окружающей среды.