- Категория
- Статьи
- Дата публикации
- Кількість переглядів
- 3
Как мы покупали шубу за 100 тысяч наличными
С 4 января Национальный банк ввел ограничение на оплату товаров и услуг наличными. Отныне украинцы смогут оплатить "живыми деньгами" лишь вещь, дешевле 50 тысяч (раньше было 150 000). Если же шуба стоит 51 тысячу, – ее придется оплатить по безналу. По замыслу властей, это должно заставить украинцев держать деньги в банках, а не под матрацами (как уже писала "Страна", за три года население сняло со своих депозитов в банках 13 миллиардов долларов и 52 миллиарда гривен). А также, даст возможность отслеживать, не уклоняется ли гражданин от уплаты налогов.
В последний день государственных праздников, 9 января, корреспондент "Страны" прошлась по дорогим магазинам, чтобы выяснить, принимают ли они, по-прежнему, наличку. По легенде, я то искала что-нибудь на юбилей маме (в пределах 60-70 тысяч), то выбирала подарок папе за 100-120 тысяч.
Гуляем на два чека
Первым пунктом моего "назначения" становится ЦУМ. На втором этаже, где собраны бренды "премиум" сегмента (Heinrichs, Max&Co, Weekend Max Mara, Marc Cain), примеряю бежевую дубленку за 97 тысяч гривен, параллельно рассказывая продавцу, что мама у меня чуть полнее. Но, в общем и целом, вещь ей, наверняка, понравится.
– Я же могу заплатить наличкой?
– Да, конечно! Без проблем, – отвечает молоденькая консультант.
– А-то мне в некоторых магазинах рассказывали, что теперь если цена товара больше 50 тысяч, то только карточкой, – жалуюсь.
– Не знаю такого, – пожимает плечами девушка. – Давайте я схожу выясню у кассира.
Через пару минут она возвращается, и сообщает, что таки да: теперь только безналом.
– И что же делать?
– Можно оплатить 50 тысяч наличными, а все остальное – 47 тысяч, – провести по карточке. Будет одна вещь разбита на два чека.
– А если ей не понравится дубленка, и она захочет ее вернуть, – то как быть с деньгами?
– Вам вернут все деньги: наличные – наличными, остальное на карточку.
– Представляете, это мне надо идти менять доллары, вносить деньги на карточку, идти к вам. Неудобно...
В ответ, девушка лишь разводит руками.
– Мы ничего не можем сделать.
Такой же ответ я слышу и в салоне элитной мебели от Ralf Lauren в ЦУМе, где один торшер стоит 25 тысяч, и в магазине Tiffany в ТЦ "Мандарин", и в ряде других салонов. Причем, многие продавцы узнают о законе благодаря моему эксперименту: мои расспросы вынуждают их пойти поинтересоваться у кассира, могу ли я расплатиться наличкой? При этом все предлагают вариант с двумя чеками.
– А может можно два чека, и оба наличкой? Один 50, а второй 14, – предлагаю продавцу в бутике "Tiffany", рассматривая золотое кольцо за 64 тысячи.
– Мы, к сожалению, не можем. У нас даже программа этого не позволяет, – кивает в сторону кассы продавец.
В бутике "Noblesse" напротив "Арены" с этим и вовсе строго. Стоит мне переступить порог, как на меня уставляются шестеро мужчин, которые вполне сгодились бы для массовки к фильму "Крестный отец". Девушка довольно прохладно показывает мне часы в пределах 100-120 тысяч гривен. На вопрос, можно ли расплатиться наличными, она, глядя на меня, как директор элитной школы на провинившегося ученика, объясняет мне, что можно и наличными, но придется заполнить анкету. Потому что у них все официально, и по закону.
В анкете придется указать все паспортные данные, идентификационный код, сумму операции и даже регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика по данным Госреестра физлиц.
– Эта анкета идентификации клиента появилась в 2012 году, вместе с ограничением на оплату наличными товаров, дороже 150 тысяч гривен, – говорит эксперт-экономист Александр Охрименко. –Вроде как нельзя ограничивать право клиента, если у него нет платежной карточки под рукой. Нет? Тогда заполняем анкету.
Иными словами, эти данные так же станут доступны налоговой. Тогда как вариант с двумя чеками частично решает вопрос: если, конечно, шуба стоит не 300 тысяч, а 55-60 (в эту сумму легко уложиться, если не стоит задача взять изделие известного мирового бренда), и если не покупать их сразу несколько: дочерям, жене и теще.
"Мы работаем по старому"
В других магазинах по прежнему готовы брать наличку. Хотя, конечно, и не объясняют, как им это удается.
В магазине Max Mara в "Мандарине", где я присматриваю пальто в подарок подруге за 84 тысячи (или 72 000 с копейками со скидкой), меня лишь предупреждают, что по безналу – удобнее.
– Если вы решите вернуть товар, то мы вам деньги переведем на карточку в течение двух дней, а если наличкой, то вам придется долго ждать, пока в кассе соберется такая сумма. Мы, конечно, вам деньги вернем, но у нас такие суммы собираются нечасто.
А в салоне Atos Lamborghini на первом этаже ТЦ "Гулливер" о новом законе еще и не слышали.
По легенде, я выбираю шубу маме.
– Эта 2,200, и скидка 10%, – сообщают мне девушки, отслеживая все мои движения. – Вам цену в долларах называть или в гривнах? Вот эта 2800. Из новой коллекции.
Я "колеблюсь" между соболем и норкой за 84 и 97 тысяч: обе хороши, прямо и не знаю, какую брать.
– А наличкой можно будет заплатить? – уточняю.
– Конечно! – с готовностью отвечает продавщица.
– Просто мне сказали в некоторых магазинах, что с Нового года, если хочешь купить что-то дороже 50 тысяч, то расплатиться можно только карточкой.
– Не знаю, кто вам такое сказал, – изумленно смотрит на меня женщина. – Глупости какие-то.
– Говорят, вступил в силу новый закон, – не унимаюсь.
– Не знаю, – пожимает плечами... – Нам пока ничего не говорили. Мы работаем по старому.
Аукцион невиданной щедрости
– Если бы у тебя реально было при себе 120 тысяч, то тебе бы по всех магазинах всё продали. Поверь, в таких местах работают "тертые калачи", которые за версту видят, кто и что из себя представляет, – уверяет меня знакомый, управляющий одним проектом в сфере элитным услуг.
Поэтому я решаю попытать счастья в интернете: здесь, по крайней мере, сходу не скажешь, есть у меня 120 тысяч или нет. Вечером того же дня заказываю две вещи из категории "верхняя одежда" в бутиках Sanahunt и Helen-Marlen.
уквально через 20 минут мне перезванивают из Sanahunt-а – бутика, который связывают с кумой экс-президента Виктора Ющенко, Оксаной Хант, и где цены стартуют от 730 гривен за мужские трусы-слипы (дешево, потому что по скидке) и до 642 тысяч за женскую сумку из кожи крокодила.
Я заказала скромное кашемировое пончо с отделкой из меха лисы. "Свободный силуэт, косые карманы, завязывающийся пояс на талии", – гласит описание под картинкой. Цена: 98 100 гривен.
Консультант представляется Полиной, спрашивает, как можно ко мне обращаться, куда доставить заказ, и в котором часу. Она уже собирается положить трубку, когда я, стараясь говорить как можно более глупым голосом, уточняю:
– А я же могу заплатить наличными?
– Конечно, – уверенно отвечает Полина.
– Ааааа… А то, меня там сегодня напугали, что там какие-то 50 тысяч. Что если больше 50 тысяч, – то только по карте, – продолжаю корчить идиотку.
На том конце провода возникает заминка. Похоже, "тертые" клиенты не часто задают подобные вопросы.
– Да, действительно, – после некоторой паузы находится Полина. – Теперь все товары, свыше 50 тысяч, можно оплачивать только карточкой. Но на ваше пончо действует скидка 60%. Поэтому оно стоит 39 тысяч 240 гривен.
– Ой, здорово! – взвизгиваю. – А как же теперь покупать, если дороже 50 тысяч?
– Только по карточке, – серьезно сообщают на том конце провода.
– А если… А если у человека карточки нет?! Ну мало ли…
– Ну… – мнется моя собеседница… Тогда там уже… (пауза) с каждым клиентом разбираемся отдельно.
Мысленно сожалея, что не выбрала что-нибудь тысяч на 200-300, прощаюсь с Полиной.
Менеджера Helen-Marlen, где я выбрала меховое пальто за 72 380 гривен, вопрос о наличке ставит в тупик. Он ничего не слышал о законодательных ограничениях, но готов навести справки и перезвонить.
На рынках смеются
Беглый поход по рынкам показал закономерный результат – на вопрос об ограничении продаж наличными в 50 тысяч, продавцы шуб по 70-80 тысяч только смеялись.
Везде согласились продать за наличные без лишних разговоров.
Что мешает иметь две кассы?
Тем временем, экономисты полагают, что новый закон, при желании, можно легко обойти. Даже легально.
– Например, купить товар в рассрочку, – предлагает вариант Виктор Скаршевский. – И заплатить в два этапа.
– Второй вариант – чёрная касса, – говорит Александр Охрименко.
– Но при этом человек получает чек? – уточняю.
– Да хоть несколько штук! Во-первых, половины товара по документам вообще не существует. Часть заходит легально, часть – без документов. Не секрет, что есть продажные таможеники, которые всё вам оформят. А бизнесмену дешевле дать взятку, чем заплатить все налоги. Поэтому, например, заходит партия товара – 10 шуб из черной лисы. Их уже давно продали, но по документам они все еще есть. Потому что по серым схемам предприниматель завозит такие же шубы. На деле они расходятся, а по документам – не продаются. В конце концов, можно иметь два кассовых аппарата. Это все несложно. Почему одни магазины идут на уступки, а другие – нет? Это от собственника зависит. Кто-то работает на себя: ему надо продать, и он идёт вам навстречу. А другие магазины работают по франшизе, и им главное ничего не нарушать. Вы же, наверняка, видели салоны дорогих авто и мебели, где редко что-либо продается. Потому что у них другая задача. Словом, при желании, можно что угодно обойти.
– И я подозреваю, – говорит политолог Кость Бондаренко, – что этот закон будет иметь обратный эффект. Что экономика не выйдет из тени, а наоборот, еще больше в нее уйдет. Потому что люди не будут отдавать свои деньги государству, которому они не верят. А те, кто может позволить себе потратить 50 тысяч за раз, – у них, как правило, голова прекрасно варит, как обходить такие законы.
– Я, конечно, не крутой бизнесмен, но потратить 50 тысяч на шубу, с учетом того, что ее можно будет носить 10 лет, я могу, – говорит офисный работник Алина. – И я бы, признаться, ничего не обходила, но, во-первых, я не выбираю, получать зарплату в конверте или наличными. Во-вторых, покажите мне идиота, который сегодня копит деньги в гривне? В третьих, я не верю банкам, они стали часто банкротиться. Наконец, я просто боюсь. Я не знаю, куда эта информация дальше идет. В нашем доме несколько квартир обворовали, а одну квартиру даже дважды. Значит, не случайно? Значит, откуда-то грабители знают, что там что-то есть, хотя живем в спальном районе, а соседи с виду – обычный средний класс.
Анастасия Рафал, Страна