- Категория
- Статьи
- Дата публикации
- Кількість переглядів
- 7
Украинско-российская граница – глазами журналиста из Славянска
О скандальном детище Арсения Яценюка – проекте «Стена», который через некоторое время был переименован в «Европейский вал» – написано и сказано немало. Использовались пресса, телевидение, высокие трибуны в правительственных и государственных учреждениях… Идеологов проекта, равно как и его критиков, хватало и хватает. На теме строительства так называемой «Стены» отметились многие украинские политики. Громкий пиар сопровождал этот проект с самого начала. С той лишь разницей, что одни активно пиарились на теме строительства «Стены», другие – на критике скандального проекта. Главный упрек: разворованные миллионы.
Недавно народный депутат Украины Максим Бурбак (он же – лидер парламентской фракции «Народного фронта»), несмотря на громкие коррупционные скандалы, которые сопровождали реализацию этого проекта, призвал своих коллег возобновить финансирование проекта «Европейский вал». Мол, благодаря «Европейскому валу» Украина сможет надежно защитить свою границу от своей агрессивной соседки.
- Поиграли в политику, в рассказе про "Стену", наговорили нелепых, ничем неподкрепленных обвинений. А теперь, друзья, если у вас есть ответственность за государство, давайте достраивать границу с Россией", – сказал он.
Говорят: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Именно эта возможность – самим увидеть «Европейский вал» – была для нас, журналистов, главным мотивом во время визита к пограничникам.
Пообщаться с пограничниками пункта «Дергачи», увидеть своими глазами «Европейский вал», задать пограничникам все интересующие вопросы – такую возможность я, журналист из Славянска, получил во время пресс-тура, организованного Харьковским пресс-клубом для журналистов региональных средств массовой информации из разных областей Украины.
Какая она, «Стена» Яценюка?
Странно, но все критики проекта «Европейский вал» почему-то умалчивают о том, что первоначальная идея проекта существенно трансформировалась. На сегодняшний день у «Европейского вала» совсем другое предназначение: с помощью комплекса инженерных сооружений поставить надежный заслон перед нарушителями государственной границы Украины – нелегальными мигрантами, контрабандистами, диверсионно- разведывательными группами. И уж никак не предотвратить возможную вооруженную агрессию страны-агрессора!
– Пограничники не могут оказывать длительное сопротивление вооруженным силам противника в случае вооруженной агрессии. У погранслужбы нет для этого сил и необходимого вооружения. Это задача Вооруженных Сил Украины! Пограничники, заняв свои опорные пункты, могут и должны остановить на какое-то время наступление противника. Но если эти рубежи не будут прикрываться вооруженными силами, то инженерные сооружения не имеют смысла, – пытался втолковать мне Эдуард Марков, помощник начальника Восточного регионального управления Госпогранслужбы Украины.
За «забором» государственной границы Украины – территория … Украины
Сначала нас привезли на местный пункт пропуска «Журавлевка», на котором несут службу воины Харьковского пограничного отряда. Нам продемонстрировали недавно построенные ходы сообщения, блиндажи, окопы для техники, стационарные огневые точки, средства принудительной остановки и.т.д. Конечно, то, что мы увидели, впечатляло: бетонные укрытия, бронированные входные двери внушали ощущение надежности. Установленная в блиндаже печка-буржуйка, в которой потрескивали дрова, источала тепло и создавала уют. Через небольшие отверстия, предназначенные для ведения огня, мы рассматривали территорию страны, от которой можно ожидать чего угодно… До нее было всего несколько сотен метров.
Мы с интересом смотрели в сторону России, ходили по территории пункта пропуска, фотографировали. В какой-то момент возле «Журавлевки» притормозил рейсовый автобус, из которого вышли не меньше двух десятков людей с дорожными сумками. Все они направились на пункт пропуска.
– Идут пешком в Россию, – прокомментировали пограничники.
Оказывается, для жителей Харьковской области предусмотрен упрощенный вариант пересечения государственной границы: несколько минут, небольшие пограничные формальности – и ты уже там, в РФ. Пеший путь от украинского до российского пункта пропуска занимает не более десяти минут. Таких пунктов пропуска в Харьковской области четыре.
– Надолго «отлучаются» из Украины наши сограждане?,- спрашиваю у Эдуарда Маркова.
– По-разному бывает. Но в основном – на один-два дня. У кого-то в России какие-то дела, у кого-то – родственники. Поэтому приезжают сюда на машинах, оставляют их возле пункта пропуска и идут в Россию. Так гораздо быстрее, чем пересекать госграницу через международный пункт пропуска. Все остальные граждане Украины из других областей пересекают границу в этом районе в Гоптовке.
… Затем нас повезли «вглубь» комплекса «Европейский вал». Мы ехали вдоль забора из металлических прутиков, верхняя часть которого была обрамлена колючей проволокой. На заборе в некоторых местах виднелись таблички, предупреждающие о том, что это – государственная граница Украины. Обычная логика подсказывала, что за забором – территория другой страны. Но с учетом привязки на местности и географии расположения ограждения выходило так, что за забором тоже была территория … Украины.
– Какой смысл отгораживать забором, который символизирует государственную границу, одну территорию Украины от другой?,- спросил я у начальника отдела пограничной службы «Дергачи» подполковника Максима Ковальчука.
- Таким образом огражден комплекс инженерных сооружений. Все это одна защитная система: ров, вал, контрольно-следовая полоса, рокадная дорога, забор.
Я не случайно написал об этой, на первый взгляд, курьезной ситуации: о как бы разделяющем территорию Украины заборе. То, что для посторонних наблюдателей (какими были мы, журналисты) кажется абсурдным и не логичным, для профессионалов имеет свой практический смысл. Увы, порой не только журналисты, но и депутаты, государственные мужи, воспринимают этот комплекс инженерных сооружений, как некую хохму: мол, установили на госгранице сетку рабицу против танков…
Пограничник в дозоре? Да. Но – за компьютером!
Смотрящий вдаль пограничник, пес Мухтар – все это в прошлом. Современный пограничник состояние государственной границы контролирует с помощью камер видеонаблюдения, боевого модуля, сенсорного кабеля, тепловизоров и электронных датчиков. Вся информация с них в режиме онлайн поступает на Центр управления, где ее обрабатывают и мониторят в круглосуточном режиме специально подготовленные операторы.
В случае нарушения государственной границы (или выявления подготовки к нарушению границы) информация об этом передается старшему офицеру пограничных нарядов, который отправляет туда группу реагирования. Пять минут – максимальное время для прибытия группы на место нарушения границы.
По словам Максима Ковальчука, после того, как на этом участке государственной границы был построен комплекс инженерных сооружений «Европейский вал», количество нелегальных мигрантов, контрабандистов, нарушителей границы уменьшилось в разы. Потенциальные нарушители границы знают: здесь они не пройдут.
Ходы сообщения (они же – окопы) на украинско-российской границе. Дай Бог, чтобы они никогда не использовались по своему прямому назначению.
Бронированный автомобиль "Тритон" – главная бронетехника пограничников
Вся информация с датчиков, камер видеонаблюдения с любой точки границы поступает в Центр управления погранотряда
В Центре управления отдела пограничной службы "Дергачи" ведется круглосуточное дежурство
Стационарная огневая точка. Здесь огонь можно вести одновременно в трех направлениях
Несмотря на наличие современной техники дежурство на вышке никто не отменял!
Автор Александр Кульбака