- Категория
- Статьи
- Дата публикации
Гуманитарка в Славянске: кто стоял у истоков
Гуманитарной помощью, говорят, сыт не будешь. Но и без нее нелегко выживать тем украинцам, которые оказались в сложной жизненной ситуации. Например, остались без стабильного дохода. Сейчас, во время войны, такие ситуации не редкость.
А бывает, что деньги есть, но дойти до магазина здоровье не позволяет.
Еще хуже, когда во всех аптеках прифронтового города нет нужного лекарства, а без него вообще неизвестно, сколько протянешь…
Тогда одна надежда – на добрых людей. Эти люди – волонтеры.
Правда, волонтеры бывают разные. Есть, например, такие, кто «два раза чихнул» – и сразу пять постов в Фейсбуке: мол, вот я какой!
А бывают волонтеры, которые не считают себя … волонтерами. Они просто помогают своим землякам – как могут и чем могут. И при этом сознательно остаются «в тени славы».
Об одном из таких жителей Славянска и решил написать «Карачун».
Однако журналист «Карачуна» сразу столкнулся с проблемой: герой нашей будущей публикации категорически не хотел, чтобы о нем писали. «Не надо делать из меня героя! Ну, поработали мы, помогли людям… Так время же сейчас какое! Как не помогать нашим землякам, которые нуждаются в нашей помощи!», – так аргументировал он свою просьбу. И беседовать с корреспондентом согласился лишь после полученного обещания не обнародовать его имя и фамилию.
Но нам почему-то кажется, что многие жители Славянска узнают его из этого интервью.
- Вы с друзьями уже четыре месяца занимаетесь доставкой гуманитарной помощи жителям Славянска и района. Что побудило вас, человека бизнеса, не зарабатывать, а отдавать людям часть заработанного?
- Простое и естественное стремление помогать людям. Я и до войны старался в меру своих возможностей помогать людям – тем, кто более всего нуждался в такой помощи: ветеранам, инвалидам. Но никогда ее не афишировал. Хотя некоторые мои друзья такую позицию считали ошибочной: мол, без пиара сегодня нельзя.
Но мне не нужен пиар. Я и без него достиг тех целей, которые ставил перед собой – как в бизнесе, так и в политике. Мне просто нравится помогать людям. Я получаю от этого удовольствие. Будет вам тяжело, я и вам помогу.
Добрые дела любят тишину. Тогда они – от всего сердца. А если кто-то на каждом углу кричит о какой-то своей благотворительности, волонтерстве, значит, ищет в этом личную выгоду.
- Как вы решили стать волонтером?
- Ну, какой я волонтер... Обычный житель Славянска, который имеет возможность помочь людям в это тяжелое время. Ведь кроме желания помогать, должны быть и возможности. Они у меня есть.
Начинали с того, что помогали жителям города: кому-то – памперсами и детским питанием, кому-то – лекарствами. Как-то так получилось, что с первых дней-недель войны стали дефицитом многие товары.
Потом мы увидели необходимость серьезно заняться этой работой.
Я поехал к своему другу, чей бизнес был связан с производством и реализацией продуктов питания, и договорился о поставках круп. Другой мой друг помог с поставкой яиц. Подключились знакомые фермеры. Приобретались и другие продукты питания.
Огромную помощь Славянску оказал наш земляк Александр Машир. Он нашел солидные организации – благотворительный фонд Save UA и общественную организацию «Всеукраїнська Аграрна Рада», которые согласилась поставлять в наш город гуманитарные грузы в приличных объемах. Эти организации, действительно, очень помогли многим жителям Славянска. Именно их нужно благодарить, в первую очередь, за десятки тонн гуманитарных грузов, переданных в наш город.
Все это мы раздавали жителям Славянска. К нам в офис на Васильевскую приходило тогда много людей. Некоторые даже злоупотребляли, пытаясь получить гуманитарку по несколько раз. Они, наверное, думали, что у нас слабо был налажен учет. Однако с учетом у нас было все в порядке. Мы тщательно следили за тем, чтобы распределение помощи было прозрачным, честным, чтобы никто не наживался на гуманитарной помощи.
Позже обратили внимание, что среди тех, кто получал у нас гуманитарную помощь, преобладают жители центральной части города. Поэтому решили, что правильнее будет, если эта помощь будет адресная. И начали развозить гуманитарку по домам. Понятно, что в приоритете были социально незащищенные категории населения: пенсионеры, инвалиды, малоимущие, семьи с детьми.
В этом был плюс: гуманитарную помощь в первую очередь получали те, кто в ней больше нуждался.
Но был и минус: адресная доставка занимала много времени. В результате за день мы могли доставить ее примерно в 35-40 адресов.
И, конечно, при нынешней стоимости горючего это было очень затратное занятие (развозили гуманитарку на моем бусе).
Но как же приятно было осознавать, что мы реально помогаем людям! Читать в их глазах благодарность, слышать слова признательности…
- Вы же бизнесмен, наверняка подсчитывали, в какую «копеечку» обошлось вам это волонтерство?
- Сумму не назову (да я и не вел никаких подсчетов). Скажу так: это приличные деньги. Ведь мы занимались этой работой на протяжение более трех месяцев.
- Занимались? Вы говорите о ней в прошедшем времени?
- После того, как в Славянске случились обстрелы рынков, мы решили свернуть эту работу. Да и логистика, честно говоря, уже стала ну, очень затратной…
- В Славянске сейчас находиться опасно. Так, по крайней мере, считает руководство города. А вы до сих пор не уехали. Не спрашиваю: почему. Спрошу: а вообще, собираетесь уезжать?
- Конечно. Если здесь начнется такое, как… Если будет очень горячо, придется эвакуироваться.
Но я понимаю тех своих земляков, которые всячески оттягивают свое решение об эвакуации. Мы, не уехавшие, все здесь большие оптимисты.