- Категорія
- Статті
- Дата публікації
- Кількість переглядів
- 8
Как повышение минимальной зарплаты повлияет на цены
Данный материал подготовлен специально для интернет-издания "Карачун" в рамках партнёрского проекта VoxConnector. Автор статьи: Ирина Пионтковская, старший экономист Центра экономической стратегии.
В теории, повышение зарплаты до 3200 грн коснется практически 10% населения. На практике, количество получателей может быть меньше – ощутимое повышение зарплаты гарантировано получат только чуть больше миллиона работников бюджетной сферы (2,5% из 10%), для остальных повышение зависит от добросовестности их работодателя.
Влияние на уровень цен, скорей всего, будет, но в целом, вряд ли, оно будет значительным.
В первую очередь, повышение зарплат скажется на сегменте потребительских товаров каждодневного потребления. Речь о продуктах питания: молочных, хлебобулочных, мясных изделиях, то есть то в чем себе отказывали в предыдущие периоды. Но о силе этого влияния можно спорить, поскольку оно зависит от конкурентной среды региона и концентрации получателей новой минимальной зарплаты.
В данном случае мы говорим о факторе спроса.
Повышение доходов одной группы населения будет с одной стороны стимулировать спрос на товары, с другой стороны – бизнес начнет закладывать и свои возросшие издержки, и ожидаемое повышение спроса, в цену конечного продукта.
Активней всего это может происходить в регионах, где конкуренция не столь сильна и позволяет такие действия.
Фактор предложения в сегменте продуктов питания может играть в противоположную сторону, то есть к уменьшению цен. По крайней мере, хороший урожай прошлого года создает предпосылки к этому.
В этом году подорожают подакцизные товары – алкоголь и сигареты – и на то есть особая причина. Цены возрастут из-за повышения акцизных ставок с января этого года. При этом вряд ли это подорожание скажется на спросе – он довольно стабилен, и плохо отзывается на рост цен.
Цены на услуги на повышение доходов населения и рост цен на товары реагируют с задержкой. Но стоимость автотранспортных услуг (если сегмент рынка не сильно зарегулирован) довольно быстро откликается на подорожание топлива, и тут акцизный фактор тоже будет играть на повышение цены.
Уровень конкуренции в отдельных сегментах рынка перевозок и барьеры для входа новых участников тоже влияют на конечную стоимость. Если конкуренция слабая (один-два перевозчика) и/или новым игрокам войти на рынок сложно – тогда повышение тарифов может быть весьма ощутимым.
Впрочем, налоговые ставки и более высокий доход 10% украинцев – не единственные факторы, которые определят уровень инфляции.
Учитывая тот факт, что коммунальные тарифы уже приведены к рыночному уровню, а это был весомый фактор инфляции в прошлом году, то в целом есть ожидания снижения темпов роста цен в текущем году. При этом подразумеваем, что со стороны фискальной и денежно-кредитной политики подпитки для повышения инфляции не будет.