Как живет и выживает «помидорная столица» Луганщины

Как живет и выживает «помидорная столица» Луганщины

«Карачун» продолжает серию публикаций по результатам пресс-тура в Луганскою область

«На линии разграничения нет работы…», «Люди едва сводят концы с концами…». Эти и подобные фразы – «классика жанра» для политиков, которые любят рассуждать о том, как нелегко сегодня живется жителям приграничных территорий Донецкой и Луганской областей. Будто остальным украинцам живется легче…

Но, как показывает опыт, хуже всех приходится именно тем нашим согражданам (и не только, живущим в Донбассе), которые спасовали перед трудностями, опустили руки и бесконечно ноют о своей горькой судьбе.

Таких людей полно везде. 

Но, к счастью, везде в Украине есть люди (и их гораздо больше, чем нытиков), которые понимают: и собственное благополучие, и достаток их семей зависят, в первую очередь, от них самих. И только потом – от президента, премьера, губернатора, мэра.

К людям, исповедующим такую философию жизни, меня недавно привели журналистские пути-дороги.

В работе – «по самые помидоры…»

Станица Луганская… Для ленивых тут было мало работы и до военных событий 2014 года. Но трудолюбивые станичники без дела не сидели: половина поселка ездила на работу в Луганск либо трудилась на месте – в бюджетной и социальной сфере. Остальные станичники зарабатывали, не выходя со двора: выращивали в своих теплицах ранние овощи. В основном – помидоры и огурцы. 

Почти весь урожай раньше уезжал в Луганск. Жители областного центра не случайно высоко ценили продукцию станичников, ибо знали: это стопроцентно экологически чистый товар. 

Все нарушила война. Пострадали люди, Станица, теплицы.

Когда война ушла на правый берег Северского Донца, многие станичники вернулись к своему привычному «помидорно-огуречному» бизнесу. Но появилась новая проблема – трудности с реализацией продукции. 

В 2015 году, например, станичники могли продавать не более 15 процентов выращенного в теплицах урожая. Почему? Потому что не могли конкурировать с аналогичной продукцией, которую поставляли хозяйства южных областей Украины: ее себестоимость была значительно ниже, чем у станичников. Ну, и розничные цены – соответственно, ниже.

Что было делать – демонтировать теплицы и сворачивать семейный бизнес?

Разрушить – много ума не надо. А дальше – что? Пополнять армию украинских заробітчан? 

На помощь пришла кооперация

Переломным оказался 2017 год. К этому времени пришло понимание: «Выживем, если объединим усилия». Именно к этому – объединению разрозненных домохозяйств в кооператив – призывала станичников жительница села Валуйское (которое примыкает к Станице Луганской) Марьяна Нещерет. Агроном по образованию, Марьяна отлично знала и как повысить урожайность овощей, и как снизить себестоимость продукции… Оставалось лишь убедить земляков в правильности своих расчетов, собрать единомышленников, поставить задачи…

Вскоре зарегистрировали сельскохозяйственный обслуживающий кооператив. Назвали его «Овощи станичников». И пошла работа…

Начали с поиска новых рынков сбыта. Параллельно активно закупали расходные материалы для теплиц: пленку, удобрения, семена. Оптовые закупки позволили заметно снизить себестоимость продукции. Члены кооператива уже в год его создания смогли реализовать не менее половины собранного урожая овощей. Люди вдохновились…

Дальше – больше: на помощь пришли зарубежные доноры, которые не только «учили жить», но и помогли кооперативу материально. Параллельно руководство кооператива осваивало новые направления деятельности: маркетинг, менеджмент, логистику. К этому времени кооператив «Овощи станичников» объединял уже 76 (!) домохозяйств. 

Результат оказался выше всяких ожиданий: в кооперативе появился свой центр логистики, в котором овощи сортируют, закладывают на хранение, отгружают в торговые сети (и даже столичные!). 

Люди не могли нарадоваться: они могут теперь реализовывать ВСЮ выращенную продукцию! А уж выращивать ее станичники умеют…  

Вкуснее помидор мы не пробовали!

Хороша профессия журналиста: о чем пишешь – тем обычно и угощают. Так было и в этот раз. 

В селе Валуйском мы побывали в домохозяйстве Виктории и Владимира Буримовых, которое также является членом кооператива «Овощи станичников». 

Усадьба не большая, всего 14 соток. На них – четыре теплицы. В теплицах – полный овощной набор: помидоры, огурцы, перец. А еще здесь выращивают арбузы и виноград. И даже экспериментируют с маракуйей!

Кстати, здесь мы впервые увидели, как арбузы дозревают не на грунте, а висят, подвязанные в сетках. 

Теплицы в домохозяйстве Буримовых сделаны по всем правилам: с двойной пленкой, подогревом грунта, капельным орошением, мульчированием. 

Рассаду Буримовы тоже выращивают сами – из семян, которые покупают. Так дешевле.

Все работает на результат, и он впечатляет: за сезон – два оборота. Первый урожай помидор – начало мая. Второй – осенью, когда цены на помидоры-огурцы лезут вверх. 

- Стараемся «попасть в цену»,- рассказывает Виктория. – Мы ведь работаем не в поле. Для нас не главное – собрать много. Главное – собрать дорого! И пораньше (если это весна). 

- Что значит – «попасть в цену»?

- Ранней весной – это 40 гривен за килограмм помидор, иногда и пятьдесят. Хотя продаем и по тридцать. 

- Какая рентабельность вашего бизнеса?

Этот вопрос вызвал у супругов легкое замешательство. Ответа на него мы так и не услышали. Почему? Они еще не умеют считать, сопоставлять затраты и доходы? Не знают, что такое прибыль? 

Вряд ли. Скорее, просто не хотели раскрывать прессе секреты семейного бизнеса. А, может, не распространялись о финансовых результатах по причине «чтоб люди не завидовали»…    

Впрочем, в одном месте Виктория проговорилась:

- С одного помидорного корня я должна иметь в год не менее 150-160 гривен. Иначе – работаем в минус.

Но вот о количестве корней в теплицах промолчала… Настоящая украинка!

… Фотографируя фрукты-овощи в теплицах Буримовых, мы, конечно, попутно лакомились урожаем. Особенно всем понравились желтые помидоры «Черри». Вкуснее их я в своей жизни помидор не пробовал! 

Мы были в таком восторге от желтых «Черри», что кое-кто решил прикупить пару килограммов домой. Правда, цена – 35 гривен за килограмм – вдохновила не многих журналистов…

Автор – Александр Кульбака