Как самостоятельно составить бизнес-план: инструкция для начинающих предпринимателей

На примере открытия автомойки

Без качественного бизнес-плана не бывает успешного бизнеса. Мы расскажем, как его написать, на примере бизнес-плана для автомойки.

Хотите вы запустить инновационный технологический стартап или бизнес для мойки машин, — без наличия бизнес-плана такие проекты ожидает провал. Источник – Экономическая правда.

Без бизнес-плана вы не будете четко представлять цели проекта, бюджет и время на его реализацию, сильные и слабые стороны, риски и сроки окупаемости.

Без бизнес-плана вы не привлечете инвестора, так как он не поймет модель и доходность проекта. В больших компаниях бизнес-план нужен для запуска направлений бизнеса, чтобы понять, стоить ли вкладывать в них средства.

Составить бизнес-план могут специальные компании, но это может быть дорого. Мы расскажем вам, как это сделать, на примере бизнес-плана для автомойки.

 Шаг первый. Анализируем рынок

Здесь нужно рассказать о рынке, где будет запущен проект. В данном случае это мойка для машин на новом жилом массиве. В этом районе жилые комплексы относятся к сегменту выше "эконом", значит, большинство жильцов будут автовладельцами. Массив только построен и в нем открыли мало автомоек.

Анализ работы конкурентов показал наличие очередей. Значит, можно сделать вывод о неудовлетворенном предложении. После изучения местности следует определить места размещения табличек, указывающих на новую мойку.

Первым клиентам стоит предложить скидку, чтобы сделать их постоянными и повысить лояльность. Стоимость услуг установить в пределах рынка.

Если вы заранее знаете, что пойдете с этим бизнес-планом к инвестору, то в этом разделе сделайте акцент на том, что точно убедит его вложиться в ваше дело.

Четко определите и обозначьте свой продукт: как и на каких условиях вы его будете продавать. Расскажите, чем вы превосходите конкурентов. Позаботьтесь о том, чтобы была информация о ваших маркетинговых действиях. Ознакомившись с этой информацией, инвестор должен быть уверен в успехе проекта.

Шаг второй. Рассказываем о производственном процессе

Здесь нужно разместить информацию об оборудовании, одновременной емкости мойки, количестве авто, которые мойка сможет помыть в течение рабочего дня. Также нужно просчитать число сотрудников, их режим работы, уровень зарплат, проанализировать затраты на аренду, коммунальные услуги, ремонт.

Прочитав эту информацию, инвестор должен понять, что это реальные бизнес, а не очередной мираж. Плюсом будет освещение технических нюансов процесса, чтобы показать инвестору, что вы разбираетесь и ориентируетесь в этом деле. Чем более детальной будет эта информация, тем проще будет лично вам.

 Шаг третий. Финансовые расчеты

Это одна из самых сложных частей бизнес-плана.

Часто именно здесь сгорают интересные идеи, после того как превращаются в показатели будущей прибыли.

Инвесторов в будущем проекте интересует чистая прибыль до налогообложения, да и самому предпринимателю владение такой информацией будет полезным.

По сути, предыдущий шаг по части затрат уже является началом этого раздела, так как зная затраты и доходы, можно определить и вашу потенциальную прибыль.

Этот раздел состоит из двух частей.

В доходной части, зная стоимость одной мойки и прогнозируемый поток клиентов, можно выяснить дневной денежный оборот и расписать его помесячно, ведь зимой машины моют чаще.

Учитывая, что ваша мойка находится в спальном районе, больше всего машин владельцы будут мыть на выходных и вечером. Предполагаемые инвестиции нужно вынести отдельно, расписав, куда они будут направлены и когда окупятся.

Потом идет расходная часть. Ее, как и доходную, удобнее выводить помесячно. Здесь нужно отметить постоянные расходы (зарплата, плата за аренду, материалы, коммунальные услуги) и разовые затраты (закупка оборудования). Сложив все эти цифры, мы можете понять время окупаемости инвестиций.

Шаг четвертый. Возможные риски

В бизнес-плане нужно указать вероятные риски и пути минимизации возможных потерь. Так в глазах инвестора вы не будете выглядеть легкомысленным.

К примеру, проекту могут угрожать массовое открытие автомоек в районе или неожиданный рост арендной платы. Если вы не согласны с повышением стоимости аренды, то в договоре нужно предусмотреть варианты отказа, компенсации, переезда и времени для этого, чтобы минимизировать убытки.

Шаг пятый. Резюмируем бизнес-план

Хотя это последний этап написания бизнес-плана, ставить его нужно в начале, так как инвестор знакомится с ним в первую очередь. Там нужно коротко описать бизнес-идею: автомойка в престижном районе, где высокий спрос на эту услугу.

Укажите в резюме сумму инвестиций, прогнозируемую доходность, сроки окупаемости и возврата денег, возможную доходность, время запуска бизнеса.

Это самая короткая, но самая важная часть бизнес-плана. Ее цель — обратить внимание инвестора на проект и подчеркнуть его перспективность. Здесь не нужно много текста, все должно быть по сути и без пафоса.

Выводы

Составление дельного бизнес-плана с правильными финансовыми расчетами является стопроцентным залогом успеха бизнеса. Разумный бизнес-план поможет получить инвестиции, найти бизнес-партнера, заставить его поверить в идею.